ЦАГИ. Елена Либрик / «Научная Россия»

День прессы в ЦАГИ. Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»

 

26 апреля «Научная Россия» провела пресс-тур в Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ) ― один из крупнейших в мире центров авиационной науки. Гости побывали в лаборатории ресурсных испытаний, где исследуют самолеты МС-21 и SSJ-NEW, увидели пилотажные стенды для отработки сложнейших режимов пилотирования и посмотрели на реальные эксперименты с парашютом и моделью гражданского самолета в аэродинамических трубах. Рассказываем, как это было!

Ученые продемонстрировали три ключевых направления деятельности института: аэродинамику, динамику полета и прочность летательных аппаратов. Пресс-тур начался со знакомства с установками для проверки самолетов на прочность. В зале ресурсных испытаний ФАУ «ЦАГИ» проходят проверку натурные конструкции самолетов и вертолетов с взлетным весом до 500 т. Лаборатория может воспроизводить многополетные программы со случайным чередованием нагрузок и полетов.

«Мы имитируем полный жизненный цикл самолета, причем в том объеме, в котором он будет эксплуатироваться за весь свой срок службы», ― рассказал  начальник отделения ресурса конструкций летательных аппаратов центра прочности летательных аппаратов ФАУ «ЦАГИ» кандидат физико-математических наук Вячеслав Станиславович Дубинский.

В зале ресурсных испытаний проходят исследования самолета МС-21 (сертификационные испытания отсека фюзеляжа с центропланом и кессоном крыла из отечественных полимерных композиционных материалов) и ближнемагистрального самолета Sukhoi Superjet New (SSJ-NEW 100): ученые проводят монтаж испытательного стенда для проведения ресурсных испытаний с отечественными двигателями ПД-8.

SSJ-NEW 100 ― самолет с наибольшим количеством отечественных импортозамещенных комплектующих. Он пришел на смену оригинальной версии SSJ 100/95LR. Пассажирский авиалайнер разработан компанией АО «Гражданские самолеты Сухого», которая с 2020 г. является филиалом ПАО «Корпорация «Иркут» — «Региональные самолеты».

SSJ-NEW 100 в зале ресурсных испытаний ФАУ «ЦАГИ». Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»

SSJ-NEW 100 в зале ресурсных испытаний ФАУ «ЦАГИ». Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»

 

«Сейчас мы собираем испытательный стенд. Он уже практически готов, и в начале мая мы планируем начать его испытания. В самолете использован ряд новых материалов отечественного производства, новые шасси, новые двери, крепеж, стекла и другие элементы», — прокомментировал В.С. Дубинский.

После осмотра двух самолетов журналисты отправились на другую экспериментальную площадку. Гостям показали самую большую дозвуковую аэродинамическую трубу в Европе ― Т-101. Максимальная скорость воздушного потока в трубе составляет 50 м/с. В установке проводят исследования натурных объектов или их моделей, испытания самолетов, в том числе с работающими двигателями. В знаменитой трубе Т-101 проводились испытания таких самолетов, как Ту-154, Ту-144, Ту-204 и др. С помощью установки Т-101  ученые показали журналистам пример испытания парашютной системы.

Ученые ЦАГИ подчеркнули, что знаменитые большие трубы Т-101 и Т-104 дали путевку в жизнь практически всем типам боевых самолетов — участников Великой Отечественной войны. В 1940-1945 гг. через них прошли все опытные и серийные истребители авиационных ОКБ СССР. Кроме того, здесь подробно исследовались самолеты противника, а также самолеты, поставляемые союзниками. Первый пуск знаменитых труб состоялся в августе 1939 г. Эти установки были построены на территории «нового ЦАГИ» в Подмосковье в рекордно короткие сроки: за три года.

Самая большая дозвуковая аэродинамическая труба в Европе. Размеры рабочей части установки ― 24 x 14 м. Фото: Николай Малахин / «Научная Россия»

Самая большая дозвуковая аэродинамическая труба в Европе. Размеры рабочей части установки ― 24 x 14 м. Фото: Николай Малахин / «Научная Россия»

 

«Труба Т-101 по-прежнему эксплуатируется для проведения испытаний летательных аппаратов. Испытания проходят в большом объеме: это самолеты, вертолеты, парашютные системы и др. Труба до сих пор нужна и по-прежнему в строю, несмотря на бурное развитие компьютерного моделирования», — рассказал корреспонденту «Научной России» начальник отделения аэродинамики силовых установок ФАУ «ЦАГИ» кандидат технических наук А.Ф. Чевагин.

Гостям пресс-тура также показали еще одну эффектную установку: вертикальную аэродинамическую трубу Т-105 замкнутого типа с обратным каналом и открытой рабочей частью диаметром 4,5 м. Максимальная скорость воздушного потока в трубе достигает 40 м/с. Здесь проводят экспериментальные исследования моделей вертолетов и самолетов, в том числе на штопор. В разные годы здесь испытывались модели вертолетов Ми, Ка, в том числе новейшего Ка-62, и Ансата, а также модели самолетов МиГ, Як, Су, перспективного лайнера МС-21 и т.д. Благодаря испытаниям в Т-105 стало возможным исполнение фигуры высшего пилотажа «кобра» Пугачева, говорят ученые ЦАГИ.

Экспериментальное исследование макета самолета на штопор в аэродинамической трубе Т-105. Фото: Николай Малахин, «Научная Россия»

Экспериментальное исследование макета самолета на штопор в аэродинамической трубе Т-105. Фото: Николай Малахин, «Научная Россия»

 

На территории экспериментальной базы ЦАГИ. Фото: Николай Малахин, «Научная Россия»

На территории экспериментальной базы ЦАГИ. Фото: Николай Малахин, «Научная Россия»

 

Увидев столько самолетов в один день, невозможно не задуматься о том, а каково быть пилотом и управлять такой махиной? Посмотреть на процесс управления самолетом изнутри можно в лаборатории пилотажных стендов, где журналистам тоже удалось побывать. Пилотажный стенд магистрального самолета нужен для моделирования динамики, исследования характеристик устойчивости и управляемости, отработки функций и алгоритмов системы управления самолетом. Здесь проходит обучение летного состава и сопровождение летных испытаний. Еще одна установка ― комплекс ПС-10М ― используется для отработки характеристик устойчивости, управляемости, маневренности, вооружения, систем посадки на авианесущие корабли для современных и перспективных маневренных самолетов. Здесь происходит подготовка летчиков-испытателей перед выполнением сложных режимов полета.

За штурвалом самолета. Пилотажный стенд магистральных самолетов в ЦАГИ. Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»

За штурвалом самолета. Пилотажный стенд магистральных самолетов в ЦАГИ. Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»

 

Пресс-тур завершился большой пресс-конференцией руководителей института. Генеральный директор ФАУ «ЦАГИ» член-корреспондент РАН Кирилл Иванович Сыпало и научный руководитель ФАУ «ЦАГИ» академик Сергей Леонидович Чернышев ответили на вопросы журналистов об импортозамещении, влиянии западных санкций и продолжающемся сотрудничестве с Азией, искусственном интеллекте в авиации, использовании жидкого водорода для мирового авиастроения. Ученые также рассказали о взаимодействии ЦАГИ с Российской академией наук.

«Мы остались мощной авиационной державой благодаря заделу наших дедов и отцов. Наша задача ― не уронить честь и двигаться дальше в решении тех задач, которые перед нами ставит страна. <…> В плане научно-методической работы, научной программы мы регулярно докладываем в Российскую академию наук, согласовываем свои планы и приоритеты развития. Кроме нас с Кириллом Ивановичем в ЦАГИ трудятся и другие члены РАН. Институт всегда славился своими ведущими учеными страны, которые неоднократно избирались в состав академии»― прокомментировал академик Сергей Леонидович Чернышев.

Пресс-служба ЦАГИ поблагодарила всех представителей СМИ, принявших участие в Дне прессы.

Подробнее ― в наших видеосюжетах.