В новом исследовании, опубликованном в Frontiers in Behavioral Neuroscience, норвежские ученые показывают, что крысам не нужно физически исследовать окружающую среду, чтобы узнать о конкретном месте. Им достаточно просто наблюдать за другой крысой, сообщает EurekAlert!. Открытие позволит узнать больше в том числе и о «внутреннем GPS» человека.

Исследования показали, что животные и люди могут ориентироваться на расстоянии и в пространстве благодаря формированию когнитивных карт, т.е. образов знакомого окружения. За составление этих «карт» в мозге, как предполагают ученые, отвечают функциональные типы нейронов. Среди них клетки сетки, пограничные клетки, клетки направления головы и клетки места. Клеткой места, например, является нейрон в гиппокампе, который становится активным, когда животное входит в определенное пространство.

Навигационные способности крыс хорошо известны. Предыдущее исследование уже показало, что их мозг создает стабильную карту неизведанного пространства после того, как грызуны исследуют его. Теперь ученые выяснили, что у крыс такие карты создаются и с помощью наблюдения.

Исследователи разработали клетку, состоящую из двух частей, с внутренней камерой и внешней. Во внутренней крыса-наблюдатель узнала, где находится пищевое вознаграждение, только наблюдая за крысой-демонстратором, которая находилась во внешней камере. После того, как обучение через наблюдение закончилось, крыса-наблюдатель могла исследовать внешнюю камеру и найти награду.

Ученые сравнили, как вели себя крысы-наблюдатели и крысы, которые не обучались. Грызуны-наблюдатели превзошли своих сородичей из контрольной группы (100% успеха против 12% успеха), что означает, что крысы могут узнать об окружающем пространстве и могут найти место вознаграждения без предварительного физического исследования. Для этого им достаточно просто наблюдать за другой крысой.

«Наше исследование показывает, что когнитивное представление пространства, сформированное наблюдением, стабильно и может использоваться животными для более эффективной навигации в наблюдаемом пространстве, — отмечают авторы работы. – Это исследование позволяет лучше понять, как наш мозг представляет поведение сородичей, а также как работает наш внутренний GPS».

[Фото: THOMAS DOUBLET]