Исследователи давно установили, что гормоны существенно влияют на мозг, вызывая изменения в эмоциональном состоянии, уровне энергии и процессе принятия решений. Однако тонкости этих изменений изучены недостаточно.

Новое исследование Нью-Йоркского университета, посвящённое женскому гормону эстрогену, проливает свет на природу этих процессов. В ходе серии экспериментов на лабораторных крысах было обнаружено, что неврологические механизмы, лежащие в основе обучения и принятия решений, естественным образом меняются в течение женского репродуктивного цикла из-за ранее не выявленных молекулярных изменений, связанных с дофамином, который посылает сигналы «вознаграждения», направляющие процесс обучения в мозге.

О работе сообщается в журнале Nature Neuroscience.

«Несмотря на широкое распространение гормонов в мозге, мало что известно о том, как они влияют на когнитивное поведение и связанную с ним неврологическую активность», — говорит Кристин Константинополь, профессор Центра нейронаук Нью-Йоркского университета и старший автор статьи. «В медицинском сообществе растет понимание того, что изменения уровня эстрогена связаны с когнитивными функциями и психическими расстройствами».

«Наши результаты дают биологическое объяснение того, как дофамин влияет на процесс обучения», — добавляет Карла Голден, ведущий автор статьи. В исследовании изучалась неврологическая активность лабораторных крыс. В ходе серии экспериментов грызуны успешно добирались до «награды» — в данном случае до источника воды — после того, как понимали значение звуковых сигналов, которые указывали на наличие и количество воды.

Способность крыс к обучению повышалась при увеличении уровня эстрогена. Это происходило потому, что эстроген повышает активность дофамина, усиливая сигналы вознаграждения от мозга.

Напротив, когда активность эстрогена подавлялась, что ограничивало его способность регулировать дофамин, способность к обучению снижалась, что указывало на потенциальную связь между уровнем гормонов и симптомами нервно-психических расстройств. Важно отметить, что активность эстрогена не влияла на принятие когнитивных решений — эффект был специфичен для обучения.

«Все нервно-психические расстройства характеризуются колебаниями выраженности симптомов в зависимости от гормонального состояния. Это позволяет предположить, что глубокое понимание того, как гормоны влияют на нейронные связи, может помочь выявить причины этих заболеваний», — отмечает Константинополь.

[Фото: ru.123rf.com]