Предварительные результаты, полученные в ходе завершившегося в ноябре 60-го рейса НИС «Академик Николай Страхов» в Баренцево море, зафиксировали на полигонах у острова Колгуев и полуострова Канин крупные песчаные гряды высотой до 8 метров, образованные гидрофизическими процессами. Ученые Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН установили, что направление с юга на север является в данном районе преобладающим для переноса осадочного материала. Предварительные данные предполагают довольно быстрое перемещение значительного объема осадков по поверхности дна вдоль указанной зоны, а миграция и изменение характеристик песчаных волн представляют опасность для судоходства. Дальнейшее развитие этих процессов может привести к обнажению подводных коммуникаций, повышая риск повреждения находящихся на дне трубопроводов и кабелей.

Автор фото: Р.А. Ананьев, ИО РАН

Автор фото: Р.А. Ананьев, ИО РАН

 

Кроме того, проведенные геофизические исследования, включая многолучевое эхолотирование и сейсмопрофилирование, позволили выделить комплексы рельефа ледникового и водно-ледникового происхождения. Особое внимание ученые уделили району исследований к северу от мыса Канин Нос, где были обнаружены предполагаемый канал стока талых вод и участки холмисто-грядового рельефа, сформировавшиеся под действием древних ледников. Морфология форм донного рельефа у острова Колгуев свидетельствует о их моренном происхождении, полученные новые данные позволят уточнить границы распространения покровного оледенения в регионе.

Важной частью исследований стали зоны повышенной газонасыщенности и ледовая экзарация. Обнаружены аномалии, связанные с дегазацией: газовые факелы, а также яркие пятна и вертикальное акустическое осветление в осадочном чехле. Особенно много таких проявлений было выявлено в восточной части Печорского моря. Выделяющиеся газовые потоки способны в целом ослаблять структуру и устойчивость донных осадков, что позволяет считать их потенциальными георисками при строительстве и эксплуатации объектов подводной инфраструктуры.

Процессы дегазации привели к появлению покмарок – микрократеров 45 метров в диаметре и более 5 метров глубиной в районе полуострова Рыбачий. Расположение этих образований совпадает с районами повышенной мощности подводных отложений, представленных преимущественно алеврито-пелитовыми илами.

Ученые также выявили борозды ледового выпахивания, встречающиеся на глубинах от 95 до 270 метров. Максимальная глубина, при которой происходит современное ледовое выпахивание в Баренцевом море, по оценкам океанологов, не превышает 180–200 метров. Обнаруженные на бóльших глубинах борозды ледового выпахивания являются реликтовыми, вероятно, их формирование происходило под воздействием шельфовых ледников в эпохи оледенения при регрессии моря.

Автор фото: Р.А. Ананьев, ИО РАН

Автор фото: Р.А. Ананьев, ИО РАН

 

«Проведенные работы существенно расширяют понимание геологических и гидрологических процессов изучаемого региона, что поможет уточнить границы распространения четвертичного оледенения, а также позволит оценить потенциальные геориски для судоходства и подводной инфраструктуры. Полученные результаты лягут в основу разрабатываемых рекомендаций по созданию составной части комплексной системы мониторинга морского дна, экологического состояния, водной и осадочной толщи с целью изучения опасных природных процессов», - отметил начальник экспедиции Роман Ананьев.

В экспедиции продолжительностью 40 судосуток также приняли участие  специалисты Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Кольского научного центра РАН, Центра морских исследований МГУ имени М.В. Ломоносова.

 

Информация и фото предоставлены пресс-службой Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН