Российская антарктическая станция "Прогресс". Фото: Дмитрий Резвов / https://vk.com/russia_trvl

2021 год объявлен в России Годом науки и технологий, а июль, согласно его календарному плану, посвящен связанности территорий и освоению новых пространств. Сегодня мы поговорим об Антарктиде ─ кладовой биоресурсов, уникальном континенте, который юридически никому не принадлежит.

1 декабря 1959 года в Вашингтоне был подписан «Договор об Антарктике», суть которого заключается в том, что использование этой территории возможно только в мирных целях и для свободных научных исследований. Подписи под документом поставили 12 государств (Аргентина, Австралия, Япония, Новая Зеландия, Норвегия, СССР, Великобритания, США и др.). Сегодня участниками договора являются уже 48 государств. Таким образом, Антарктида превратилась в территорию мирного сотрудничества и международной науки. Тем не менее, на территорию шестого континента претендуют семь государств: Австралия, Франция, Норвегия, Новая Зеландия, Аргентина, Чили и Великобритания, причем последние три страны оспаривают ряд территорий друг у друга. Однако все это не мешает успешно развивать здесь международную научную деятельность, которая приносит свои ценные плоды. Какие интересные научные открытия были сделаны в Антарктике? Рассказываем о двух, пожалуй, самых загадочных местах Антарктиды ─ Земле Уилкса и озере Восток.

Самый большой ударный кратер на планете?

Одно из самых необычных мест на территории Антарктиды ─ это Земля Уилкса. Интерес ученых вызывает предполагаемое наличие огромнейшего ударного кратера (астроблемы) подо льдом. Гипотеза была выдвинута в 1960-м году и уточнялась в 2002-м (спутники Grace), а затем в 2006-м. По результатам исследований стало ясно, что диаметр астроблемы составляет около 480 км. Однако из-за того, что кратер находится под Антарктическим ледяным щитом, провести прямые наблюдения невозможно.

Кратер Земли Уилкса на карте Антарктиды. Иллюстрация: Московский планетарий.

Космическое тело, из-за которого образовался предполагаемый ударный кратер, возможно, было самым большим из когда-либо достигавших Земли: его диаметр оценивают в 50 км. Предполагают, что падение небесного тела в районе Земли Уилкса могло стать причиной самого массового вымирания живых организмов в истории нашей планеты: на рубеже пермского и триасового периодов (252 млн. лет назад), однако чтобы подтвердить эту гипотезу, нужны дополнительные исследования.

Неизученный гипотетический кратер на Земле Уилкса можно назвать самым большим на планете. Тогда ударный кратер Вредефорт в ЮАР, который сегодня считается самым большим в мире (диаметр 250-300 км), оказывается на втором месте.

Озеро Восток ─ космос на Земле

О подледном озере Восток написаны сотни статей и снято множество фильмов. Уникальность этого места уже давно ни у кого не вызывает сомнений, а заключается она главным образом в том, что это озеро покрыто толщей льда в несколько километров и остается изолированным от остального мира на протяжении миллионов лет. Ученые предполагают, что водоем существует отдельно от нас от 5 до 30 миллионов лет. Поэтому там могли сформироваться необычные экологические условия ─ например, в водах Востока могут обитать какие-то экзотические микроорганизмы.

Впервые пробурить лед до озера Восток удалось в 2012 году, и сделали это именно российские ученые.

«Антарктида ─ это нечто совершенно необыкновенное, неземное. Побывать там ─ все равно что посетить другую планету. <…> В течение миллионов лет озеро Восток было изолировано от внешнего мира, жило своей обособленной жизнью. В ходе бурения были получены уникальные данные по органической жизни. На глубине свыше двух километров в пробах обнаружены микроорганизмы. Это открытие сделали учёные Института микробиологии имени С.Н. Виноградского РАН. Изучив подледниковое озеро Восток, мы смогли составить картину изменений климата на Земле за последние 440 тыс. лет. Эти знания помогают лучше понимать и прогнозировать современные процессы изменения климата», ─ рассказывал в интервью журналу «Историк» академик РАН Владимир Котляков.

Считается, что под полярными шапками на Марсе могут скрываться водоемы, похожие на озеро Восток. А еще загадочное антарктическое озеро часто сравнивают с Европой ─ спутником Юпитера, полностью покрытым льдом, под которым, возможно, существует океан с соленой водой.  Глубина ледяного панциря Европы, по оценкам ученых, составляет как минимум несколько десятков километров. Поэтому исследование озера Восток способно помочь в поисках возможной жизни за пределами Земли. Хотя… за инопланетной жизнью далеко ходить не нужно, ведь сами обитатели озера Восток столь необычны, что вполне сойдут за таковую. Так, по итогам успешного бурения 2012 года были проведены исследования, в ходе которых ученые, помимо прочего, обнаружили фрагменты ДНК крайне интересной бактерии. Она оказалась настоящей загадкой: ее ДНК совпала с известными последовательностями всего на 86%! При таком различии можно смело говорить о том, что этот организм совершенно неизвестен.

Ученые считают, что в озере Восток, скрытом под четырехкилометровой толщей льда, могут обитать рыбы и другие сложные живые организмы, но, конечно, чтобы обнаружить их, нужны новые исследования и программы по изучению такого загадочного материка, как Антарктида.