Сегодня на Сахалине продолжается работа выездной сессии РАН на площадке Сахалинского государственного университета. В течение двух дней академики РАН обсуждают вопросы, связанные с развитием науки островного региона.

В ходе второй части выездной сессии РАН доктор геолого-минералогических наук, директор Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН Алексей Озеров представил доклад на тему: «Механизм функционирования базальтового вулкана».

«Одна из самых важных задач для нас – понять, как работает вулкан. Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим процессы, которые происходят в самом высоком действующем вулкане Евразии – Ключевском. Его высота около 5 тысяч метров, и это один из самых опасных активных вулканов на нашей планете. Также он один из самых продуктивных – в течение года на поверхность от него поступает почти 50% всего изверженного материала в Курило-Камчатской островной дуге. Для этого вулкана характерны все типы базальтовых извержений – Ключевской вулкан извергается практически ежегодно, что представляет большую опасность для населения и авиации», - отметил Озеров.

Алексей Юрьевич начал изучать этот вулкан в 1982 году. К настоящему моменту Озеров в сотрудничестве с коллегами смог понять и исследовать многие процессы, которые происходят внутри вулкана. Кроме того, ученые выявили новое свойство базальтового вулканизма - устойчивые периодичности в динамике извержений, проявляющиеся в широком временном диапазоне. Также Озеров рассказал о новом методе физического моделирования вулканических процессов, который основан на двух системах - моделирующей и регистрирующей. По сути, это лабораторный аналог действующего вулкана.

Из

Из презентации А. Озерова

«В нашем институте разработана методика газогидродинамического моделирования базальтовых извержений, на основе специально разработанного комплекса аппаратуры, а также создана новая методика изучения твердофазных включений в породообразующем «минерале-хозяине» для решения проблемы формирования известково-щелочных базальтовых-андезибазальтовых магм», - подчеркнул Алексей Юрьевич.

В конце выступления Озеров призвал коллег обратиться с предложением к губернатору Сахалина.

«Из моей презентации видно, что восточная часть Дальнего Востока состоит из Камчатки, Курильских островов, Сахалина, Владивостока. Практически во всех этих регионах происходят опасные извержения, землетрясения, цунами.

У нас есть предложение – создать систему под патронажем губернатора Камчатского края, Сахалинской области, направленную на региональную безопасность областей, а также разбить ее на этапы. Например, о первом этапе я готов сразу упомянуть.

Южнее Камчатки у нас есть постоянно извергающийся вулкан – Эбеко. Несмотря на то, что администрация региона постоянно обращалась ко мне с просьбой подготовить отчеты о том, какие процессы происходят при извержении этого вулкана. Мы написали ответным письмом, что в этой зоне нельзя ничего строить. Тем не менее, администрацией там строится госпиталь, школа, другие объекты.

Поэтому я предлагаю разработать проект по сохранению безопасности Сахалинской и Камчатской областей. А первым этапом будет тщательное исследование процессов вулкана Эбеко».