Сегодня, 22 июня, исполняется 30 лет статусу государственных научных центров Российской Федерации (ГНЦ РФ). Такие центры выступают связующим звеном инновационной цепочки между новыми фундаментальными знаниями и прикладными исследованиями отраслевых НИИ и вузов. Все это реализуется в опытно-конструкторской и проектной работе. Без создания подобных центров науки и технологий российская наука не смогла бы развиваться в современных экономических условиях, считает президент Ассоциации государственных научных центров «НАУКА» академик Евгений Николаевич Каблов.
Для чего нужен статус ГНЦ и какие исследования проводятся в стенах подобных центров? Евгений Николаевич Каблов обсудил с корреспондентом «Научной России» работу российских государственных научных центров, рассказал об истории их создания и новых разработках в области импортозамещения и не только.
― Какие функции выполняют сегодня государственные научные центры, получившие свой статус во время распада СССР?
― Они, как и задумывалось изначально, играют роль системообразующих научных организаций, объектов научной инфраструктуры, которые связывают между собой фундаментальные результаты, полученные в академии наук, и прикладную науку. Конечный продукт в этой цепочке ― разработка материалов нового поколения: принципиально новый материал с учетом конструкции и технологии производства в совокупности.
Нам часто говорят, что нужно заниматься инновационной деятельностью, а такую деятельность невозможно представить без реального и востребованного конечного продукта. При этом наша задача ― показать на конкретных примерах, как и где проходят новейшие исследования. Это особенно важно для молодежи. Благодаря тесной взаимосвязи с РАН, с отечественными конструкторскими бюро, крупными корпорациями и исследовательскими институтами нам это удалось, и сегодня государственные научные центры ― это ключевые точки инновационных разработок в нашей стране, привлекающие большое количество молодых специалистов.
― Где именно сосредоточены эти центры?
― Наибольшее количество ГНЦ ― 24 ― находится в Москве, четыре ― в Московской области. Десять ― в Санкт-Петербурге, три ― в Калужской области и по одному в Краснодарском крае, Новосибирской и Ульяновской областях России.
Во всех этих регионах государственные научные центры выполняют роль системообразующих объектов научной инфраструктуры.
― При этом большая часть из них, насколько я знаю, выполняет работы, связанные с оборонной промышленностью. Насколько равномерно, на ваш взгляд, распределены направления исследований в ГНЦ?
― Вы правы, традиционно государственные научные центры занимаются вопросами, связанными с технологической безопасностью и обороноспособностью нашей страны. Но сейчас, в условиях высокого санкционного давления и сложных международных отношений, ГНЦ выполняют также большой объем работ по импортозамещению, создавая новые отечественные материалы и технологии.
Посмотреть список научных организаций, имеющих статус ГНЦ РФ, можно здесь.
Основные направления исследований в ГНЦ сегодня ― это авиация и космос, медицина, биотехнологии, метеорология, гидрометеорология, судостроение и транспорт, химия, материаловедение, электроника, приборостроение, электротехника, робототехника, машиностроение, ядерная физика и технологии. Все эти направления принципиально важны для обеспечения технологического суверенитета нашей страны.
Сейчас, когда нашей стране приходится бороться с новыми вызовами и угрозами, особая ответственность возлагается, конечно же, на предприятия оборонно-промышленного комплекса ― они решают первоочередные задачи по модернизации уже существующих и созданию новых образцов военной и специальной техники. Причем решать эти задачи приходится в крайне сжатые сроки, на предприятиях люди работают в три смены.
На текущий момент 26 ГНЦ включены в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса РФ и выполняют государственный оборонный заказ.
― Как происходит взаимодействие между ГНЦ и РАН?
― Сегодня именно ГНЦ остаются лидерами в области прикладных исследований и разработок, нацеленных на решение важнейших государственных задач, что находит подтверждение в активном участии ГНЦ в инновационных проектах государственной значимости. При этом ГНЦ РФ активно взаимодействуют с институтами РАН и других государственных академий наук, а также обеспечивают цикл непрерывной подготовки специалистов высокой квалификации, в том числе на основе интеграции с академическим и вузовским секторами науки.
Необходимо отметить, что еще со времен СССР крупные научные центры имели тесную связь с академическими институтами, которые всегда выполняли фундаментальные и поисковые исследования в обеспечение прикладных НИР. При этом научные центры ставили задачи перед академическими институтами таким образом, чтобы результаты фундаментальных исследований гарантировали возможность разработки материала с заданными свойствами. Только такое взаимодействие обеспечивало получение новых знаний, ориентированных на внедрение в конкретные изделия различных отраслей промышленности. Сегодня как никогда актуальны проекты полного инновационного цикла: от фундаментально ориентированных до прикладных НИР с получением новых знаний и их внедрением в реальный сектор экономики. Только в тесной связи научных центров с академическими институтами, с конструкторским бюро можно создать конкурентоспособную продукцию.
Даже создание материалов нового поколения требует такого же подхода и базируется на принципе единства: материал — технология — конструкция — высокотехнологичное оборудование. Так и здесь нам необходима единая цепочка: получение знаний, переход знаний в разработки, в создание соответствующих технологий. Вслед за этим ― ОКР, опытные образцы и серийное производство.
― Приведите, пожалуйста, примеры прорывных разработок, созданных в ГНЦ за последние годы.
― Перечислять успешные примеры можно долго, их очень много. Пожалуй, в первую очередь я бы выделил аддитивные технологии. В мире сейчас идет промышленная революция, на наших глазах создается промышленность нового поколения, и аддитивные технологии, базирующиеся на цифровых технологиях, позволяют создавать такие материалы и конструкции, о которых мы с нашими традиционными методами раньше не могли и мечтать. Такие технологии позволяют повысить производительность труда в 30 раз и коэффициент использования материалов — до 0,98; снизить массу конструкций до 50 %.
В НИЦ «Курчатовский институт» — ВИАМ смогли создать первый и единственный в нашей стране полный цикл аддитивного производства, включающий разработку отечественных материалов, получение металлопорошковых композиций, технологий синтеза, обработки и контроля деталей сложных ответственных изделий для авиации и космоса, разработку технологий и нормативной документации для передачи в производство.
Специалисты института впервые в России изготовили по аддитивной технологии с применением отечественной металлопорошковой композиции деталь перспективного газотурбинного авиационного двигателя ПД-14 ― завихритель фронтового устройства камеры сгорания, что стало технологическим прорывом в российском двигателестроении. И если раньше этот завихритель делали в течение двух месяцев, то теперь специалисты НИЦ «Курчатовский институт» — ВИАМ совместно с «ОДК-Авиадвигатель» смогли проделать ту же работу за неделю!
У всех на слуху успешный пример США, где недавно полностью по аддитивным технологиям была напечатана ракета-носитель. Теперь американцы работают над созданием модели большего размера, которая может выводить в космос груз массой 2,5 т. Только если раньше по традиционной технологии на создание такой ракеты у них уходило два с половиной года, то сейчас, с применением аддитивных технологий, этот процесс занимает всего два с половиной месяца.
Российские государственные научные центры тоже идут по пути использования аддитивных технологий, чтобы сократить время и затраты на изготовление того или иного продукта. Конечно, применение таких технологий требует специальной подготовки кадров, новых методов контроля и оценки материалов.
Другой успешный пример работы ГНЦ ― Обнинское научно-производственное предприятие «Технология», где создана уникальная производственная инфраструктура, аналогов которой нет больше нигде в нашей стране. Сегодня это предприятие ― ведущий в России центр компетенций в сфере разработки и выпуска наукоемкой продукции из полимерных композиционных, керамических и стеклообразных материалов. Еще один ГНЦ, работающий в этом направлении, ― Государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологии (ГосНИИОХТ). Это ведущий химический институт страны, ставший основоположником создания новой подотрасли ― промышленности по уничтожению химического оружия ― и лидером в области разработки и внедрения высокоэффективных технологических проектов по получению новых и импортозамещающих органических веществ ― продуктов малотоннажной химии, в которых остро нуждается российская промышленность.
― На текущий момент статус ГНЦ сохранен за 44 научными организациями России. Этот список пополняется? Что нужно, чтобы получить статус ГНЦ?
― Да, мы не стоим на месте. С перечнем документов и требований для получения статуса ГНЦ можно ознакомиться на официальном сайте Ассоциации государственных научных центров «НАУКА». Любая организация может написать обращение в Министерство науки и высшего образования РФ, и ассоциация вместе с министерством рассмотрят заявку. При рассмотрении обращений мы в первую очередь обращаем внимание на уровень научных исследований в институте, научный авторитет, наличие международного признания, кадровый вопрос. Важно, чтобы это была системообразующая научная организация. Напомню, что, согласно указу В.В. Путина № 546 от 12 августа 2022 г., статус государственного научного центра РФ присваивается научной организации, которая «имеет уникальную научную установку и (или) уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагает высококвалифицированными научными работниками и специалистами и (или) научная и (или) научно-техническая деятельность которой получила международное признание». После конкурсного отбора заявки отправляются в межведомственную комиссию при Правительстве РФ, которая рассматривает и готовит предложения для Министерства науки и высшего образования РФ. Далее выходит распоряжение Правительства РФ о том, какому институту будет присвоен статус ГНЦ.
За последние два года статус ГНЦ получили еще три организации. Раз в два года Минобрнауки России совместно с ассоциацией «НАУКА» проводит оценку работы того или иного ГНЦ на соответствие предъявляемым требованиям.
Ни одна организация в научной сфере в РФ не проходит столь жесткого и тщательного контроля, как организации в системе ГНЦ.
По итогам 2021 г. лидерами ГНЦ, которые работают по максимальному количеству программ, стали три организации: НИЦ «Курчатовский институт» ведет исследования по семи приоритетным направлениям, ВНИИМ им. Д.И. Менделеева и Государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологии ― по пяти приоритетам. Эти научные организации фактически полностью обеспечивают выполнение работ по приоритетам стратегии научно-технологического развития России.
― А в чем роль самой Ассоциации ГНЦ «НАУКА»?
― Ассоциация «НАУКА», созданная в 1995 г., отвечает за взаимодействие с федеральными органами законодательной и исполнительной власти в интересах защиты прав и законных интересов ГНЦ. Работа по совершенствованию организационно-экономического механизма функционирования ГНЦ РФ и его правового обеспечения, проводимая в тесном сотрудничестве с органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, ― одно из ключевых направлений деятельности ассоциации. Наша главная задача ― защита прав и законных интересов государственных научных центров, решающих важные задачи развития экономики, промышленности и оборонной безопасности нашей страны. Одним из наиболее успешных примеров активного взаимодействия с Государственной думой и Советом Федерации я считаю отмену налога на имущество для организаций, имеющих статус ГНЦ. Больше ни одна организация в России не имеет такого права. Кроме того, ГНЦ, работающие на территории Москвы, освобождены от земельного налога, за что мы очень благодарны руководству города Москвы.
Было бы замечательно, если бы главы других регионов, в которых расположены ГНЦ РФ, последовали столичному примеру и освободили ГНЦ от уплаты налога на землю. Это дало бы возможность ГНЦ самостоятельно осуществлять техническое перевооружение в рамках Программы деятельности и выполнять работы по созданию опережающего научно-технического задела для разработки перспективных образцов техники и технологий.
― Евгений Николаевич, в завершение нашей беседы расскажите, пожалуйста, об истории создания ГНЦ и о том, какие главные выводы сделаны по прошествии 30 лет.
― Статус государственных научных центров появился в трудное для нашей страны время, когда шло реформирование экономики и общественно-политической жизни, — в начале 1990-х гг. На тот момент в России уже существовала так называемая девятка ― это девять крупных научных исследовательских центров, отвечающих за развитие нашего оборонно-промышленного комплекса и не только. Представители этих организаций обратились к руководству страны с призывом сохранить инфраструктуру, научные кадры и накопленный потенциал в столь непростых условиях. Тогда и возникла идея наделить эти центры как системообразующие научные организации в тех или иных отраслях статусом ГНЦ.
Введение статуса ГНЦ РФ предполагало государственную селективную поддержку группы наиболее значимых научных организаций, деятельность которых была связана с научно-технологическим обеспечением развития важнейших отраслей промышленности, в том числе оборонно-промышленного комплекса.
Инициатива была поддержана министром науки, высшей школы и технической политики Б.Г. Салтыковым. В результате в 1993 г. вышел указ президента России «О государственных научных центрах Российской Федерации», положивший начало истории становления данного статуса. В конечном итоге такое решение дало возможность более эффективно развивать и усиливать инфраструктуры научных центров, вносящих основной вклад в сохранение безопасности и технологической независимости нашей страны.
Действительно, мы отмечаем важный юбилей образования государственных научных центров в нашей стране, и сегодня, спустя 30 лет, можно с уверенностью сказать, что это решение было своевременным и верным. Государственные научные центры по-прежнему остаются значимым элементом национальной системы науки и технологий, играют ключевую роль в инновационном развитии экономики страны.