В этот день 124 года назад родился выдающийся отечественный ученый Николай Васильевич Цицин — ботаник, селекционер и генетик, академик Академии наук СССР и Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина, дважды Герой Социалистического Труда, бывший директор Главного ботанического сада Академии наук СССР.

Научная деятельность Николая Цицина была связана с созданием новых продуктивных сортов пшеницы и не только. Выбор жизненного пути селекционера во многом определило общение с такими выдающимися учеными, как Н.Г. Мейстер, А.П. Шехурдин, П.Н. Константинов.

Н.В. Цицин скрещивал пшеницу с культурными и дикорастущими растениями и накопил огромный опыт исследований в этой области. Благодаря Цицину удалось получить новые продуктивные сорта не только пшеницы, но и многих других растений. Большую известность получили работы ученого по созданию многозерных форм пшеницы, обладающих очень высокой продуктивностью.

«Мне посчастливилось встречаться с И.В. Мичуриным, — вспоминал академик Н.В. Цицин. — Тогда я был еще студентом. Мичурин водил по своему участку, рассказывал о своей работе, показывал результаты. А когда прощались, он вдруг начал расспрашивать нас о том, чем занимаемся. Я признался, что вот уже два года пытаюсь вывести новый сорт пшеницы, но результатов пока нет. “Скрестить пшеницу с пшеницей всякий сможет, — сказал Мичурин. — Вот если бы найти для пшеницы сильного производителя, тогда другое дело”.

Слова, сказанные вскользь великим селекционером, натолкнули меня на поиски такого растения. Пырей — дикий сорняк, обладающий необычайной природной силой и названный в народе “огонь полей”, привлек мое внимание. Однажды в совхозе “Гигант” я обнаружил не виданную мной ранее форму пырея. Вот тогда-то и появились первые пшенично-пырейные гибриды».

Основные труды ученого были посвящены гибридизации растений. Ученый создал новый вид пшеницы под названием Triticum agropyrotriticum Cicin. За выдающиеся заслуги в развитии биологической и сельскохозяйственной наук в 1968 г. Цицин получил свое первое звание Героя Социалистического Труда.

Николай Васильевич Цицин ушел из жизни 17 июля 1980 г. в возрасте 81 года.