Archives, страница 2

90

Does mathematics develop on its own or does it live off ideas coming from physics? What is more important – solve a problem or set one? Who should find a problem – the teacher or the student? These are the questions the most famous contemporary mathematician Vladimir Arnold will answer.

36

It is widely accepted that the Soviet philosophy had no prospects for development. However, such Soviet scholars as Losev, Lotman, Zinoviev, Mamardashvili, and others worked at different times. What makes the Soviet philosophy a phenomenon?

45

On 17 August, the Sayano-Shushenskaya Power Station was rocked by the horrifying accident that claimed the lives of 75 people. It has become the largest catastrophe in the history of the Russian energy industry by the magnitude of the destruction. The most important thing today is to understand the reasons behind the horrifying accident.

42

1The Large Hadron Collider went live on 10 September 2008. No scientific event drew so many stares after space missions. However, the LHC had to be stopped for technical reasons. What are the findings and lessons of the first stage of the experiment? What discoveries should we expect in future?

38

98% of the matter in space is extremely compressed and heated. All the thermal power on Earth is built on the fact that people create such extreme conditions for the substance. What happens to the substance when it is subjected to extreme conditions? Is it possible to create the same conditions on Earth as in space?

35

The New Year drops out of the Christmas holidays due to discrepancies in the Gregorian and Julian calendars and for this reason many people also celebrate the Old New Year. What characters and what mythology are behind the New Year holidays?

37

The universe, its birth, structure and future are the problems which came around as soon as the humans started thinking and became self-aware in this world. These problems occupy the minds of scientists and common people who wonder who we are, where we live, what the space is, what future awaits us, if there are any other worlds?

39

The World Ocean covers three fourths of the entire planet with its multikilometer layer. In recent years, the scientists and politicians are focused on this space as a potential richest source of mineral deposits. Can the ocean floor save the humans if Earth’s interior is depleted?

37

Russia more than once went through rough times but each time there were ways to resolve the crisis without shattering its integrity. The historical analysis of such events is of prime importance today.

34

No matter how much progress the scientists have made in their attempts to study the human brain and consciousness today, many questions still remain unanswered. But it is safe to say that it is the language that makes a human a human in the first place. Is the language a product of thinking? Is the language ability passed on to descendants through genes? What part of the brain is used to “store” the language? Is there a language gene?

37

There was a lot of turmoil in the history of our country with people and works of art among the victims. What was the fate of the famous collections amassed by Moscow philanthropists Sergey Shchukin and Ivan Morozov? Will they have a reunion in a single museum?

30

The scientists claim that Russia’s future depends on its demography. What is it like today? How does the global demographic revolution affect Russia? How does the Russian Government use information about demography in making important decisions?

38

What did the Darwinian theory give science and the mankind? Has it evolved? How up-to-date is it?

Kirill Yurievich Yeskov, Senior Researcher of the Paleontological Museum of the Russian Academy of Sciences, Cand. Sc. in Biology.

37

The scientists assume that the 21st century will bring us understanding of how the brain works. Thinking, intelligence, cognition, memory are what captures the attention of scientists working in different disciplines.

Konstantin Vladimirovich Anokhin, Head of the Laboratory for Neurobiology of Memory of the P.K. Anokhin Hominal Physiology Research Institute of the Russian Academy of Medical Sciences, Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences and Russian Academy of Medical Sciences.

31

What is memory? How does it work and why does it sometimes give trouble? What is going on in the brain when we memorize an event? Are there any memory substances? Can we control it? Konstantin Anokhin, Head of the Laboratory for Neurobiology of Memory of the P.K. Anokhin Hominal Physiology Research Institute of the Russian Academy of Medical Sciences, Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences and Russian Academy of Medical Sciences

34

Today, the magnitude of destruction of cultural and artistic monuments is obvious. Can we keep our past for us and our descendants? This is what we will talk about with Savely Vasilievich Yamshchikov, Fine Art Restorer, Chairperson of the Association of Restorers under the Cultural Fund of the Russian Federation.

519

The health professionals believe that there is an ongoing invisible war between the mankind and viruses which grow in number and adapt to ever-improving medications. Are the humans capable of standing up to such attack? Yekaterina Biryukova, Cand. Sc. in Medicine, and Valery Sergiyenko, Member of the Russian Academy of Medical Sciences, Director of the Research Institute of Physical-Chemical Medicine, will tell.

31

How exactly do animals “think?” Who is the “smartest” of them all? What is the intermediate language people and animals use to learn to understand each other? Zoya Zorina, Dr. Sc. in Biology, and Tatyana Chernigovskaya, Dr. Sc. in Biology and Philology, answer these and other questions.

43

There is a new scientific and technological paradigm based on combination and interpenetration of sciences and technologies. How did science transform? How did its paradigm change as the civilization evolved? How should the new scientific and technological situation ensure the breakthrough development of the mankind in the 21st century?

29

What do such notions, as “hero” and “heroic” mean? What acts and motives make a person a hero? How is the era reflected in heroes? Who shapes who – is it the hero who shapes the era or vice versa? Who do our compatriots consider to be the heroes of their history?

31

A unique collection of multimedia mathematical studies for school children is short films created with computer graphics telling about mathematical problems so excitingly that even those who never liked mathematics begins to take an interest in it.

Partners

Social networking

Журнал
«В мире науки»

Новый выпуск — №11 2021

Popular

991
530

Lectures

306

What saints did the conquistadors pray to and why did they decide to conquer Mexico? What was the ethnic, regional, and age composition of the Conquista? 

Show all
В вашем браузере отключен JavaScript. Будет показана упрощенная версия сайта, в которой могут отсутствовать многие функции.

Архив «Очевидное—невероятное», страница 2

5632

Принято считать, что философия советского периода не имела никаких перспектив для развития.  Тем не менее, в разные периоды творили такие ученые, как Лосев,  Лотман, Зиновьев, Мамардашвили и др.  В чем феномен советской философии?

5910

17-го августа на Саяно-Шушенской ГЭС произошла страшная авария, унесшая жизни 75 человек. По масштабу разрушений это крупнейшая в истории отечественной энергетики катастрофа. Главное сегодня – это понять причины страшной аварии.

3802

10 сентября 2008 года состоялся официальный запуск Большого адронного коллайдера. После полетов в Космос ни одно научное событие не притягивало к себе столько внимания. Однако вскоре работу коллайдера по техническим причинам пришлось приостановить. Каковы результаты и уроки первого этапа эксперимента? Каких открытий следует ждать в дальнейшем?

5184

В Космосе 98% материи находится в сильно сжатом и разогретом экстремальном состоянии. А на Земле вся тепловая энергетика построена на том, что люди создают для вещества такие экстремальные условия. Что происходит с веществом, когда оно попадает в предельные условия? Можно ли создать на Земле такие же условия, как в Космосе?

4603

Bз-за несоответствия григорианского и юлианского календарей Новый год «выпадает» из святочной обоймы, поэтому многие отмечают еще и «старый Новый Год». Какие герои и какая мифология стоит за новогодними праздниками? 

3923

Вселенная, ее рождение, строение, будущее – это проблемы, которые возникли, как только человек начал думать и осознавать себя в этом мире. Эти проблемы занимают не только  умы ученых, но и простых людей, которые задаются вопросами о том, кто мы, где мы живем, что такое Космос, что нас ждет в будущем, есть ли другие миры?

4789

Мировой Океан покрывает многокилометровым слоем три четверти всей планеты. В последние годы внимание ученых и политиков приковано к этому пространству как к потенциальному богатейшему источнику полезных ископаемых. Спасет ли человека океаническое дно, если недра Земли иссякнут?

3523

Россия не однажды переживала тяжелые времена, но каждый раз находились пути разрешения кризиса без разрушения ее государственной целостности. Исторический анализ таких событий сегодня особенно важен.

7878

Каких бы успехов сегодня ни достигли ученые в изучении мозга и сознания человека, многие вопросы пока остаются без ответа.  Однако с уверенностью можно сказать, что человека делает человеком прежде всего язык. Является ли язык продуктом мышления? Передается ли генетически способность к языку? В какой части мозга «хранится» язык? Есть ли ген языка?

3551

В истории нашей страны было много потрясений, жертвами которых становились не только люди, но и произведения искусства. Какова судьба знаменитых коллекций московских меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова? Будут ли они когда-нибудь воссоединены в одном музее?

4333

Ученые утверждают, что будущее России зависит от ее демографической ситуации. Какова она сегодня? Как отражается на России глобальная демографическая революции?  Каким образом используется правительством России информация о демографической ситуации при принятии важных решений?

4223

Что дала науке и человечеству теория Дарвина? Эволюционировала ли она? Насколько она современна? Кирилл Юрьевич Еськов, старший научный сотрудник Института палеонтологии РАН, кандидат биологических наук.

5072

Ученые предполагают, что XXI век принесет понимание работы мозга. Мышление, разум, познание, память – именно на это обращено сегодня внимание ученых, представляющих самые разные научные дисциплины. Константин Владимирович Анохин, заведующий лабораторией нейробиологии памяти Научно-исследовательского института нормальной физиологии им. П.К. Анохина РАМН, член-корреспондент РАН и РАМН.

4344

Что такое память? Как она работает и почему иногда капризничает? Что происходит в мозге при запоминании какого-то события? Существуют ли вещества памяти? Можно ли ею управлять?  Константин Анохин, заведующий лабораторией нейробиологии памяти Научно-исследовательского института нормальной физиологии им. П.К. Анохина РАМН, член-корреспондент РАН и РАМН

3912

Масштабы разрушения памятников культуры и искусства сегодня очевидны. Сможем ли мы сохранить наше прошлое не только для себя, но и для наших потомков?Об этом наш разговор с Савелием Васильевичем Ямщиковым, художник-реставратор, председатель Ассоциации реставраторов при Фонде культуры РФ.

5892

Медики считают, что сейчас идет невидимая война между человечеством и вирусами, которых становится больше и которые приспосабливаются к все более совершенствующимся лекарствам. Способен ли человек противостоять этому натиску? Об этом рассказывают кандидат медицинских наук Екатерина Бирюкова и академик РАМН, директор НИИ физико-химической медицины Валерий Сергиенко.

9555

Как именно «мыслят» животные? Кто из них «самый умный»? Что такое язык-посредник,  с помощью которого люди и животные учатся понимать друг друга? Рассказывают доктор биологических наук Зоя Зорина  и доктор биологических и филологических наук Татьяна Черниговская.

5746

Что планировалось найти на Луне, и какие реальные результаты и сведения  получены? Гость программы – лауреат премии Президента РФ 2010 года за разработку уникального космического нейтронного детектора ЛЕНД и получение с его помощью новых результатов в изучении Луны.

5126

Культурное наследие русской эмиграции — феномен, требующий осмысления. Каков вклад уехавших из России писателей, ученых, деятелей искусства в мировую культуру? Правы ли те, кто утверждает, что существуют две русские культуры?  В чем особенность эмигрантской культуры?

5029

В.И. Вернадский относится к тем великим ученым, идеи которого не теряют актуальности спустя годы. Его научные интересы были чрезвычайно широки: от биологии и геологии до проблем радиоактивности. Влияет ли его научное наследие на сегодняшнюю науку? Востребовано ли оно? Развивают ли его сегодняшние научные программы и исследования? Почему многие идеи Вернадского  остались невоплощенными?

5978

Что ученые-геофизики думают о прогнозах приближающейся глобальной катастрофы?  Почему сильнейшее землетрясение произошло именно в Японии? Почему оно стало неожиданным для ученых? Когда станет возможным научное прогнозирование землетрясений?

6619

Сегодня происходит стремительное сжатие исторического времени: каждый новый период короче предыдущего почти в три раза. За счет чего ускоряется время? Происходит ли это равномерно во всех регионах мира? Как эти процессы отражаются на состоянии умов и на судьбе человечества в целом?

Партнеры

Мы в соцсетях

Недавнее

Журнал
«В мире науки»

Новый выпуск — №8-9 2021

Фото дня

В Минске завершился VIII Форум вузов инженерно-технологического профиля Союзног…
Смотреть все

Лекции

14904

О загадках птичьих миграций – явлении, известном людям с глубокой древности, но так и не понятом до конца, рассказывает Вадим Гаврилов – орнитолог, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник биологического факультета МГУ им. Ломоносова.

Смотреть все
В вашем браузере отключен JavaScript. Будет показана упрощенная версия сайта, в которой могут отсутствовать многие функции.