Архив «Очевидное—невероятное», страница 1

6799

Через 30 лет доля интернет-пользователей в России достигнет 95%. За эти годы нашей стране предстоит сделать огромный рывок для построения «информационного общества», ведь войти в XXI век можно только владея новейшими информационными технологиями. Что делают сегодня ученые и практики для создания «информационного общества»? Какова современная индустрия, направленная на получение в России информации нового качества?

5286

сегодня возник новый научно-технологический уклад, базирующийся на объединении и взаимопроникновении наук и технологий. Как трансформировалась наука? Как менялась ее парадигма по мере развития цивилизации? Как новая научно-технологическая ситуация должна обеспечить прорывное развитие человечества в XXI веке? 

6519

Уникальная  коллекция мультимедийных математических этюдов для школьников - это короткометражные фильмы, созданные с помощью компьютерной графики, рассказывающие о математических задачах так увлекательно, что даже те, кто математику никогда не любил, начинает ею интересоваться.

6355

Можно ли считать СССР примером успешного сосуществования самобытных культур? Какова судьба мультикультурализма в современной России? Культуры различных стран в эпоху глобализации развиваются путем взаимодействия и взаимопроникновения, создавая общее культурно-информационное пространство для искусства, науки, образования. Как влияют эти процессы на многовековые культурные устои? Не сделают ли они мир однородным? 

5344

Что означают понятия «герой» и «героическое»? Какие поступки и мотивы делают человека героем? Как в героях отражается эпоха? Кто кого формирует – герой эпоху или наоборот? Кого наши соотечественники считают героями своей истории?

5465

Как живется животным в городе? Как они приспосабливаются к нашему техногенному миру? Понимаем ли мы друг друга?  Что бы они нам сказали, если б умели говорить?

10767

Какие проблемы наиболее остро стоят перед наукой вообще и перед Академией наук в частности? Насколько продуктивными сегодня являются отношения между наукой и государством? Является ли финансирование главным механизмом возрождения науки? Каким образом можно «омолодить» российскую науку? Как остановить «утечку мозгов»? Нуждается ли Академия наук в реформировании?

5698

Можно ли управлять стрессом?  Стресс – это хорошо или плохо? Одинаковый ли смысл вкладывают в это понятие обычные люди и ученые? Всегда ли человек испытывал стресс, или это – «достижение» цивилизации? Можно ли научиться управлять стрессом?  Анна Борисовна Леонова, доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ им. Ломоносова.

5801

Химия: наука для человека Сегодня прорывы в науке совершаются, как правило, на стыках разных дисциплин. Химики, физики и биологи достигли больших успехов в исследовании полимеров. Какие работы ведутся в лабораториях, и как практически используются результаты этих работ? Алексей Ремович Хохлов, доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН, проректор МГУ им. М.В. Ломоносова, заведующий кафедрой полимеров и кристаллов Физического факультета МГУ

5527

Пути развития российской науки  Соответствует ли современная организационная структура российской науки вызовам времени? Чем она отличается от системы организации науки лидирующих в научном отношении стран?  Что тормозит ее развитие, а что работает эффективно?  Алексей Ремович Хохлов, доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН, проректор МГУ им. М.В. Ломоносова, заведующий кафедрой полимеров и кристаллов Физического факультета МГУ.

6920

Какая фундаментальная наука нужна современной России? Возможен ли плодотворный диалог между учеными, властью и бизнесом?  Нужно ли «возвращать» уехавших ученых? Как привлечь в науку молодых? Об этом наш разговор с вице-президентом РАН Александром Некипеловым.

6653

Как сделать науку интересной для людей  Какое место занимает наука в современном мире и в современной культуре? Как она развивается и отвечает на вызовы 21 века?  Как происходит диалог между учеными  и обществом? Как средства массовой информации могут способствовать тому, чтобы наука стала интересной и привлекательной для широкой публики?   Дэвид Суинбэнкс, доктор наук, главный редактор издательской группы „Nature“ Ник Кэмпбэлл, научный редакториздательской группы „Nature“

5442

Может ли история быть объективной? 2012 год объявлен Годом российской истории. Что это означает и как может отразиться на развитии исторической науки? Что является истиной в истории? Каковы критерии объективности? Как избежать переосмысления нашего прошлого в угоду тем или иным настроениям?  Александр Оганович Чубарьян, директор Института всеобщей истории РАН, академик РАН

4495

Загадки соленых озер Известно, что половина всех озер  на Земле – соленые. Что мы знаем о соленых озерах? Кто и как в них живет? Что в их воде содержится помимо соли? Почему ученые считают их естественными эволюционными лабораториями?  Чем они полезны для человека, и какую таят в себе опасность? Егор Сергеевич Задереев, ученый секретарь Института биофизики Сибирского отделения РАН, кандидат биологических наук, член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах при президентском Совете по науке, технологиям и образованию

4482

Что мы знаем о мозге? Благодаря достижениям современной науки работа мозга расшифровывается уже на клеточном и молекулярном уровне.  Позволят ли эти знания понять, что такое мышление? Научатся ли в 21 веке лечить болезни мозга? Какие задачи стоят перед дисциплинами, которые изучают эти проблемы и каких ждать открытий? Михаил Вениаминович Угрюмов, академик РАН, руководитель Лаборатории нейрогистологии Научно-исследовательского института нормальной физиологии им. П.К. Анохина»

4032

Медицина: наука и практика  Беседа с хирургом и ученым Евгением Евгеньевичем Ачкасовым, лауреатом премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых учёных, полученной «за разработку инновационных методов диагностики и лечения заболеваний поджелудочной железы». Как реформировать сегодняшнюю медицину? Каким должен быть врач 21-го века?  Евгений Евгеньевич Ачкасов, доктор медицинских наук, профессор Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова, член Совета Общественной палаты РФ, лауреат премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых учёных за 2008 год.

3481

Фундаментальная наука и инновационное образование Институт прикладной физики РАН более 30 лет назад положил начало нижегородской академической науке. Сегодня он – один из лидеров в системе РАН. Как в современных условиях при действительно передовой науке можно создать систему, которая могла бы способствовать развитию инноваций? Александр Григорьевич Литвак, директор Института прикладной физики РАН (Нижний Новгород). Академик РАН

3734

Как нанотехнологии отвечают на вызовы времени Сегодня многие утверждают, что нанотехнологии – это такой же переворот в науке и технологиях, как расщепление атома. Справедливо ли это? В чем их «революционность»? На какие вызовы времени они отвечают? Помогают ли исследования в области микромира развивать области знания, связанные с макромиром? Михаил Владимирович Алфимов,академик РАН, директор Центра фотохимии РАН, председатель Научно-технического совета «РОСНАНО»

4346

«Научные мегапроекты и будущее России» Сегодня много говорят о мегапроектах в области науки – инвестиционных проектах особо крупных размеров. Для чего они нужны? Насколько актуально сегодня говорить о масштабных проектах, когда есть вопросы по поводу финансирования науки?  Виктор Анатольевич Матвеев, академик РАН,  Директор Института ядерных исследований РАН

4244

Петр I высказал в свое время идею о «триединой композиции» – Академия наук, университет и гимназия. Лауреат Нобелевской премии Жорес Иванович Алферов реализовал эту идею, открыв Академический университет, который объединяет научно-исследовательские лаборатории, университетские кафедры и лицей «Физико-техническая школа».  Жорес Иванович Алферов, ректор Академического университета РАН, Лауреат Нобелевской премии по физике, вице-президент РАН

3895

Культурное наследие русской эмиграции – феномен, требующий осмысления. Каков вклад уехавших из России писателей, ученых, деятелей искусства в мировую культуру? Правы ли те, кто утверждает, что существуют две русские культуры?  В чем особенность эмигрантской культуры? Вячеслав Всеволодович Иванов, академик РАН, доктор филологических наук, директор Института мировой культуры МГУ.

6819

Развивается ли математика самостоятельно, или питается идеями, пришедшими из физики? Что важнее – решить задачу или поставить ее? Кто должен находить задачу – учитель или ученик? На эти вопросы отвечает самый знаменитый математик современности – Владимир Арнольд. Владимир Игоревич Арнольд, доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник Математического института имени В.А. Стеклова РАН, академик РАН.

Партнеры

Мы в соцсетях

Недавнее

Журнал
«В мире науки»

Новый выпуск — №8-9 2021

Фото дня

Этические вызовы XXI века
Смотреть все

Лекции

14867

О загадках птичьих миграций – явлении, известном людям с глубокой древности, но так и не понятом до конца, рассказывает Вадим Гаврилов – орнитолог, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник биологического факультета МГУ им. Ломоносова.

Смотреть все
В вашем браузере отключен JavaScript. Будет показана упрощенная версия сайта, в которой могут отсутствовать многие функции.