Томский политехнический университет

Первый российский наноспутник, напечатанный на 3D-принтере, передает сигналы с орбиты

Космический аппарат «Томск-ТПУ-120» создан в Томском политехе с помощью ИФПМ СО РАН и РКК «Энергия». Это результат совместных усилий производства, вузовской и академической науки

Спутник «Томск-ТПУ-120» — это первый российский космический аппарат, созданный с использованием 3D-технологий и уникальных материалов. Он относится к классу «наноспутников» и имеет размеры 30 на 11 и 11 сантиметров и массу 3,763 кг. Аппарат разработан в рамках космического эксперимента «РадиоСкаф» в научно-образовательном центре «Современные производственные технологии» Томского политехнического института совместно с Ракетно-космической корпорацией «Энергия» и Институтом физики прочности материаловедения СО РАН, сообщает пресс-служба ТПУ. Спутник был отправлен на МКС 31 марта 2016 года на борту транспортного грузового корабля «Прогресс МС-02» с космодрома Байконур, и его запуск 17 августа 2017 го был приурочен к празднованию 120-летия Томского политеха.

В течение пяти месяцев спутник «Томск-ТПУ-120» будет поддерживать связь с Землей и в том числе со студенческим центром управления полетами Томского политехнического университета.

За запуском спутника из Центра управления полетами (ЦУП) Роскосмоса наблюдала представительная делегация — генеральный директор ракетно-космической корпорации «Энергия» Владимир Солнцев, ректор Томского политеха Пётр Чубик, директор ИФПМ СО РАН Сергей Псахье, советник генерального директора РКК «Энергия» Александр Чернявский, директор ИВФТ ТПУ Алексей Яковлев и другие. После того, как «Томск-ТПУ-120» вышел на самостоятельную орбиту, участники события, имеющие непосредственное отношение к рождению напечатанного 3D-наноспутника, поделились своими эмоциями и впечатлениями.

«Событие, которого мы ждали полтора года, только что состоялось. Я испытываю необычные чувства, потому что первый в мире наноспутник, напечатанный с использованием 3D-технологий, на котором стоит аббревиатура Томского политеха, вышел в открытый космос. Конечно, все получилось с помощью наших партнеров — ИФПМ СО РАН и РКК «Энергия». Это событие поистине историческое, с чем я всех политехников и поздравляю», — обратился к политехникам по скайпу из Центра управления полетами (ЦУП) Роскосмоса ректор ТПУ Пётр Чубик.

Поздравления политехникам с успешным запуском спутника «Томск-ТПУ-120» в числе первых через студенческий Центр управления полетами ТПУ передал генеральный директор ракетно-космической корпорации «Энергия» Владимир Солнцев. Он отметил, что Томск теперь по праву может называть себя «космической державой».

«То, что мы сегодня наблюдаем — результат совместных усилий производства, вузовской и академической науки. И этот первый полет — только первый наш шаг к дальнейшим интересным совместным проектам», — добавил директор Института физики прочности и материаловедения СО РАН Сергей Псахье. К поздравлениям также присоединился советник генерального директора РКК «Энергия» Александр Чернявский, отметив, что «Томск-ТПУ-120» открыл космическую эру напечатанных 3D-принтером наноспутников.

Теперь, после выхода в космос, согласно законам физики, спутник «Томск-ТПУ-120» начнет свое движение вокруг нашей планеты по собственной орбите. Поскольку, в отличие от космической станции, он не имеет двигателей, под действием гравитации Земли он начнет постепенно снижаться и примерно через четыре-шесть месяцев сгорит в плотных слоях атмосферы.

На протяжении своего полета «Томск-ТПУ-120»  будет транслировать на Землю голосовые сообщения — послание народам Земли, записанное студентами ТПУ на одиннадцати языках мира: русском, татарском, казахском, английском, немецким, французском, испанском, португальском, китайском, арабском, хинди. Радиолюбители могут поймать сигнал на частотах 145,8 МГц и 437,025 МГц. Нужно помнить, что частота смещается, так как спутник движется. Кроме этого, спутник будет также передавать телеметрию — информацию о параметрах работы его систем.

Отметим, корпус «Томск-ТПУ-120» выполнен из материалов, разработанных для использования в экстремальных условиях космоса.

«Наш первый опыт запуска спутника в космос позволит составить заключение об эффективности его конструкции, использованных нами при его создании материалов.

Спутнику придется выдержать серьезные испытания на стойкость — это и солнечная радиация, и сильные температурные перепады (на солнечной стороне орбиты Земли +100C°, на темной стороне -100C°). В связи с этим, его корпус и внутренние несущие элементы созданы из специального прочного и термостойкого пластика, а аккумуляторы защищены еще и дополнительной керамической теплоизоляционной защитой, поскольку именно эти элементы у наноспутников наиболее уязвимы в условиях сильных температурных перепадов», — отмечает директор Института физики высоких технологий Алексей Яковлев.

3d-наноспутник 3d-технологии спутник «томск-тпу-120»