Рашид Алиевич Сюняев. Источник фото: новый сайт РАН

Высшая награда Общества в области теоретической физики — Медаль им. Макса Планка присуждена главному научному сотруднику Института космических исследований (ИКИ) РАН, почетному директору Института астрофизики Общества им. Макса Планка (Германия) и выдающемуся приглашенному профессору Института перспективных исследований в Принстоне (США) академику Рашиду Алиевичу Сюняеву. Об этом 17 ноября 2022 г. объявило Гермaнское физическое общество.

Награду Рашиду Алиевичу Сюняеву присудили «в знак признания его многогранного фундаментального вклада в релятивистскую астрофизику и космологию, в частности, за теоретическое предсказание экспериментально наблюдаемых изменений в спектре космического фонового излучения, проходящего через скопления галактик».

Как сообщается на сайте ИКИ РАН, Медаль им. Макса Планка была учреждена в 1929 г. Среди награжденных: сам Макс Планк, Альберт Эйнштейн, Нильс Бор, Эрвин Шредингер, наши соотечественники академики Лев Давидович Ландау, Николай Николаевич Боголюбов и другие выдающиеся ученые.

Как отметил Рашид Алиевич Сюняев, помимо самой награды, для него важно и то, что в пресс-релизе Гермaнского физического общества упоминаются его учитель, крупнейший советский ученый, академик Яков Борисович Зельдович и профессор Московского государственного университета, с которым он дружен с аспирантских лет, Николай Иванович Шакура. Именно работа Н.И. Шакуры и Р.А. Сюняева 1973 г. о структуре аккреционных дисков внесла ясность, почему существуют черные дыры. Эта работа считается одной из самых влиятельных в современной астрофизике. В 2017 г. Рашид Алиевич Сюняев получил за нее Государственную премию Российской Федерации.

Научный руководитель Института космических исследований РАН, академик Лев Матвеевич Зеленый отметил, что признание немецкими коллегами вклада российского ученого в теоретическую физику в сегодняшних условиях особенно ценно. Л.М. Зеленый поздравил Р.А. Сюняева и рассказал нашему порталу подробнее о вкладе его коллеги в науку.

«Для нас это признание силы, качества, больших достижений отечественной науки», — говорит Лев Матвеевич Зеленый. «Мы все должны поздравить Рашида Алиевича с получением одной из главных наград Европы и всего мира».

Подробнее в нашем видео:

Золотую медаль с портретом Макса Планка и пергаментный рукописный сертификат вручат Рашиду Алиевичу Сюняеву в марте 2023 г. во время ежегодной встречи Гермaнского физического общества в Дрездене.

От всей души поздравляем Рашида Алиевича Сюняева с этой наградой и желаем дальнейших творческих успехов!

Материал подготовлен на основе информации сайта ИКИ РАН.