Источник иллюстрации: msu_official

Источник иллюстрации: msu_official

 

17 января в 12:00 началась прямая трансляция зимнего Дня открытых дверей Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Она доступна на платформе openday.msu.ru и, конечно же, мы рады видеть вас на нашем портале "Научная Россия". На этой странице мы не только поделимся записью видеотрансляции мероприятия, но и расскажем о наиболее интересных моментах зимнего Дня открытых дверей МГУ этого года!

Трансляция началась с традиционной лекции ректора МГУ Виктора Антоновича Садовничего, в которой он рассказал об истории МГУ, месте университета в международных рейтингах, об изменениях в образовательном и научном процессе в 2021 году, о неразрывной связи научных исследований и образовательного процесса, научных школах, «мегапроектах» Московского университета и о многом другом.

Лекцию Виктор Антонович Садовничий начал с истории МГУ: «Московский университет – старейший университет нашей страны. Он был основан в 1755 году императрицей Елизаветой. Императрица тогда получила доклад И.И. Шувалова, очень образованного человека того времени и проект, который И. Шувалову представил М.В. Ломоносов. Рассмотрев проект Московского университета, она поддержала его и более того, подписала Указ о создании и основании Московского университета в Татьянин день, а это был день рождения мамы И. Шувалова. Так императрица поблагодарила инициатора создания университета. Конечно, содержание образования, сам проект университета разработал М.В. Ломоносов».

МГУ – лучший вуз России во всех ведущих рейтингах мира по версии большинства рейтингов. Как пояснил Виктор Антонович, рейтинги – это не истина в последней инстанции, а скорее взгляд отдельной организации на вузы по определённым показателям, тем не менее, очень почётно, что в рейтингах, в которые включены более тысячи университетов мира, МГУ, как правило, входит не только в первую сотню, но и в первые 50 университетов. Например, по рейтингу «THE», МГУ занимает 38 место, в в Московском международном рейтинге «Три миссии университета» МГУ занимает 21 место.

МГУ очень заинтересован в работе со школьниками: выступает организатором множества олимпиад, при МГУ работают бесплатные школы юных ученых (школа юного историка, юного филолога и другие), а также университет проводит приём в университетскую гимназию и специализированный Учебно-научный центр - Школа-интернат имени А.Н. Колмогорова.

Относительно студенческой жизни,  вуз в значительной степени сохранил специалитет, при этом, он предложил и инновацию – интегрированную магистратуру, когда после окончания бакалавриата, любой студент может продолжить обучение по своему направлению уже в магистратуре. Таким образом, обучение в университете, как правило, шестилетнее, что позволяет студентам получить фундаментальные знания. Большие возможности университета, яркая студенческая жизнь, востребованность выпускников и уровень образования привлекают не только студентов из России, но и из других стран.  Несмотря на пандемию, в МГУ по-прежнему подают заявки на обучение абитуриенты со всего мира.

Из презентации В.А.Садовничего

Из презентации В.А.Садовничего

 

На заседании попечительского совета МГУ, который возглавляет В.В. Путин, университет впервые предложил сделать основой своего развития до 2030 года создание новых научно-образовательных школ МГУ. «Это некоторые структуры, которые создаются в виде грантовой поддержки. Это не затрагивает факультеты, не затрагивает всю административную структуру. Это научные группы, которые берутся за решения важных фундаментальных проблем и подготовку специалистов. Пока мы определили семь научно-образовательных школ. Во всех этих школах мы начинаем подготовку по 37 магистерским программам с 1 сентября. МГУ впервые предложил такую новацию – создание научных школ, которые занимаются прорывными научными направлениями, которые волнуют весь мир, не только научный», - говорит ректор МГУ Виктор Садовничий.

Виктор Антонович в своём выступлении также рассказал и о «мегапроектах» Московского университета – суперкомпьютерной и космической программах, медико-биологических исследованиях. Так, например, именно МГУ обладает самым мощным суперкомпьютером страны – «Ломоносов 2», его производительность – 5 Петафлопс. У МГУ есть собственная обсерватория, которая расположена на Кавказе, а также университет поставил перед собой амбициозную задачу – создать банк данных клеточного материала всего живого на Земле. Над этим проектом учёные работают уже около 6 лет, за это время было открыто более 250 новых видов живых существ.

В окончании лекции Виктор Антонович рассказал о поступлении в МГУ, ответил на наиболее частые вопросы и завершил выступление словами: «Я очень рад был рассказать о Московском университете. Выбирайте свой путь, своё будущее, а Московский университет постарается сделать всё, чтобы это будущее у вас было хорошим».  

Запись приветственной лекции В.А. Садовничего:

С 13:00 стартовали онлайн-консультации с преподавателями и студентами различных факультетов, которые доступны на сайте openday.msu.ru. При переходе на страницы факультетов абитуриенты смогли пообщаться с представителями интересующих факультетов, задать им вопросы по поступлению и обучению. Так, при переходе по ссылкам механико-математического факультета МГУ, физического факультета, химического факультета и других факультетов на этом сайте, можно посмотреть видеозаписи прошедших встреч, услышать приветственные речи деканов факультетов, посмотреть презентации факультетов, ознакомиться с перечнем образовательных программ, списком вступительных испытаний и с другой полезной информацией. 

В 14:00 началась трансляция научно - популярных лекций для абитуриентов Московского университета. Серию научно-популярных лекций начал Максим Скулачев, доцент факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ, тема его лекции: «Жизнь, смерть и вечная молодость. Биоинженерия ближайшего будущего». 

Он рассказал об истории изучения апоптоза – процесса, когда клетка запускает механизм собственной гибели. В биологии это одна из наиболее популярных в исследовании тем. Отец докладчика В.П. Скулачев обратился к своему другу М.Л. Гаспарову с просьбой создать термин, который бы означал запрограммированную смерть не одной клетки, а всего организма, этот процесс назван феноптозом, когда запуск определённых генетических программ, может спровоцировать гибель всего организма. Этот механизм можно пронаблюдать, например, у однолетних растений или у головоногих моллюсков. Но изучение такой печальной темы даёт множество преимуществ в изучении способов продолжения жизни. Самка шмелевидного двупятнистого осьминога теряет способность есть и гибнет с голоду после того, как маленькие осьминоги вылупятся из кладки яиц, но если у неё удалить обе оптические железы, то эта операция может вчетверо продлить её жизнь. Докладчик рассказал и о возможной задаче перед биологической инженерией: «Мы вполне можем поставить задачу для биоинженерии, каким-то образом вмешаться в работу страшных программ, в том числе старения или программы самоубийства организма при сепсисе с целью эту программу «сломать», и тогда эти программы будут работать хуже, а может и вообще исчезнут, а мы будем жить дольше, потому что цель этих программ – ограничить продолжительность нашей жизни», - говорит Максим Скулачев.

Александр Рикель, доцент факультета психологии МГУ, выступил с темой «Неудобные поколения: бывают ли такие, и как это исследуют психологи?». Он привёл классификацию поколений, их ценности, где поколение, которое родилось с начала 2000-х, поколение «Z», многими называется «неудобным». С ним связаны множество стереотипов, вроде инфантильности, нарцистичности, индивидуалистичности и других. В своей лекции он развенчал эти стереотипы, опровергнув, но некоторые и подтвердив. 

Из презентации Александра Рикеля

Из презентации Александра Рикеля

 

Завершил выступления Степан Калмыков, член-корреспондент РАН, декан химического факультета МГУ лекцией про радиацию: «Радиация вокруг нас, но это не всегда страшно». Начал выступающий с истории открытия радиации, о трагических моментах её использования, но как оказалось, радиация может использоваться и во благо, в том числе в ядерной медицине, в создании ядерных батареек и даже при разработке самых неожиданных предметов. Например радиация используется при изготовлении полимеров для липучек памперсов, но они не становятся опасными, это просто способ изменить вещество; продукты при длительных перевозках также часто облучают: «Их можно обеззараживать путём облучения, убиваются бактерии, при этом продукты не становятся радиоактивными, токсичными и не меняют свои вкусовые качества. Просто так их можно хранить существенно большее количество времени. Тоже и с семенным фондом. Если семена облучать, они значительно меньше будут гнить, у них повысится всхожесть и это, соответственно, очень хороший способ при сохранении семенного фонда», - говорит Степан Калмыков.

 

Источник иллюстрации на слайде: openday.msu.ru