Почти 23 миллиарда километров от Солнца – это как облететь Землю больше полутора миллионов раз. На изношенных вдвое двигателях, только с половиной включенных приборов, с 5-й симфонией Бетховена и «Johnny B. Goode» Чака Берри  в золотом «бардачке». Повод вспомнить о самом дальнем земном путешественнике – аппарате «Voyager-1»: ровно 42 года назад, 5 марта 1979 года, он первым достиг Юпитера и передал его детальные снимки.

Почти в 9 раз дольше запланированного: изначальная программа полета аппаратов «Voyager-1» и «Voyager-2» была рассчитана на 5 лет. Сейчас они работают уже 44 года, и миссия закончится, когда генераторы окончательно исчерпают ресурс. Специалисты ожидают, что первому «Вояджеру» хватит минимальных для исследований мощностей до 2025 года.

Юпитер

Полтора года потребовалось аппарату «Voyager-1», чтобы добраться до первой запланированной точки – Юпитера. Максимальное сближение с планетой произошло 5 марта 1979 года в 12:05 – аппарат был на расстоянии 280 000 километров.

Подлетая, «Voyager-1» фотографировал спутники Юпитера - Амальтею, Ио, Европу, Ганимед и Каллисто. С помощью этих кадров ученые выяснили, что вулканическая активность может протекать не только на Земле: на Ио обнаружили 9 вулканов и следы их извержения – таким образом, Ио признали одним из самых геологически активных планетных тел в Солнечной системе. Аппарат находился вблизи планеты двое суток. За это время ученые получили данные о кольцах Юпитера, изучили его магнитные поля и радиационное излучение. Кроме ранее известных спутников, «Voyager-1» обнаружил два новых - Фиву и Метиду. Аппарат продолжал фотографировать Юпитер вплоть до апреля, удаляясь от планеты в сторону Сатурна.

Сатурн

За восемь месяцев аппарат сблизился с Сатурном. Работая в системе планеты «Voyager-1» нашел три новых спутника: Прометей, Пандора и Атлас, обнаружил новое кольцо планеты и показал структуру кольцевой системы, состоящей из тысяч полос.

Зонд подошел к Сатурну вдвое ближе, чем к Юпитеру – минимальное расстояние сближения 124000 километров. Аппарат обнаружил, что около 7% объема верхней атмосферы Сатурна составляет гелий, а почти все остальное – водород.  Это может объяснить избыточное тепло, которое Сатурн излучает, над энергией, которую он получает от Солнца. Во время облета космический аппарат сфотографировал спутники Сатурна Титан, Мимас, Энцелад, Тетис, Диона и Рея. Данные показали, что все они в основном состоят из водяного льда.

Бесконечное путешествие

На корпусе «Путешественника» - так переводится «Voyager», - закреплен позолоченный диск. Это пластинка с обращением к неземным цивилизациям, если такие существуют и заметят аппарат. Земная музыка и звуки, обращения на 55-ти языках, фотографии земли из космоса и земных пейзажей. Снаружи - схематичные инструкции и карта пульсаров, которая указывает расположение Солнца.

Аппарат вышел из Солнечной системы 12 сентября 2013 года. Через 40 000 лет он, по космическим меркам близко, в 15 трлн километров – это 1,6 светового года,- пройдет от звезды Глизе 445. За путешествием аппарата можно в реальном времени, на интерактивной карте наблюдать на сайте NASA.

Фото на странцие: phaitoon / ru.123rf.com