Группа красноярских исследователей доказала положительное влияние гречихи на синтез белка долголетия. В исследовательскую группу вошли учёные Сибирского федерального университета, Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, Научно-исследовательского института медицинских проблем Севера и Института биофизики ФИЦ КНЦ СО РАН. Результаты исследования опубликованы в Journal of Cereal Science – сообщает пресс-служба СФУ.

Учёные впервые рассмотрели гречиху как продукт, продуцирующий синтез белка долголетия SIRT1. Белок SIRT1, входит в семейство белков сиртуинов и участвует в работе множества внутриклеточных процессов, в том числе, препятствует старению. Известно, что максимальное количество сиртуинов организм производит во время стресса – например, если ограничить калорийность ежедневного рациона. Но такой способ запускает чрезмерное производство белка и может вызвать опасный для организма окислительный стресс – побочный эффект их «перепроизводства».

«Прямая взаимосвязь между выработкой SIRT1 и долголетием не вызывает сомнений, но стимулировать производство этого белка при помощи голодания – не выход. Есть люди с тяжёлыми хроническими заболеваниями, беременные женщины, дети, чей организм должен получать определённое количество калорий для полноценного развития, - им голодание категорически противопоказано, а сиртуин при этом необходим. Нашей задачей было найти продукт, который поможет вырабатывать достаточное количество этого белка без жёсткого ограничения рациона. Таким продуктом является хорошо знакомая соотечественникам гречневая крупа (или мука), широко представленная в национальных кухнях России, Китая, Японии, Кореи и даже Индии, которая является исторической родиной растения», – рассказала заведующая кафедрой биофизики СФУ Валентина Кратасюк.

Для исследования гречихи как средства, которое повышает количество белков SIRT1, красноярские исследователи поставили эксперимент на крысах. Он показал, что крысы, которые употребляли пищу с перемолотыми ядрами гречки, демонстрировали оптимальную прибавку веса и в их организмах уровень SIRT1 был повышен в 30 раз. У тех крыс, которым ограничивали рацион по калорийности также был выявлен рост экспрессии SIRT1, но вместе с тем, и снижение общего количества белка в крови на 19%, в желудке на 95%, а в печени и почках на 35,2% и 27%. Нечто подобное, как поясняет Валентина Кратасюк, можно наблюдать у людей, которые садятся на жёсткие диеты и избегают физических нагрузок: их мышечная ткань и весь организм в целом страдает от недостатка главного строительного материала – белков.

Инициатор исследования, научный сотрудник лаборатории биолюминесцентных биотехнологий, доцент СФУ Шубхра Панде отмечает, антиоксидант ресвератрол, который содержится в винограде, также считается полезным для продления жизни клеток. Но в отличие от гречихи, виноград, во-первых, не такой доступный, а во-вторых, калорийный. «Сложно представить, сколько винограда придётся съесть, чтобы запустить механизмы клеточного восстановления», – отметила Шубхра Панде. Гречка же, является диетическим продуктом, обладает богатством растительных белков и аминокислот, большим количеством витаминов группы B, способствующих здоровью нервной, кровеносной и иммунной систем, значительным количеством клетчатки, отвечающей за чувство сытости. По заключению учёных, эту крупу можно есть в больших количествах, но нужно стараться не переусердствовать, чтобы продукт не наскучил. Для разнообразия употреблять гречку можно не только в виде традиционных каш, но и в качестве ингредиента в салатах, гарнирах, супах. Эти нехитрые меры помогут сохранить молодость и увеличить срок жизни клеток организма.

Фото: «Мир 24» / Елизавета Шагалова