Космический аналог годичных колец намекает на то, как скорость вращения центральной полосы звезд Млечного Пути со временем замедляется, - пишет sciencenews.org со ссылкой на August Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Темная материя может стать настоящим тормозом. Притяжение этой неопознанной невидимой материи в Млечном Пути может замедлять вращающуюся полосу звезд в сердце галактики.

Основываясь на методе, который воссоздает историю замедления аналогично анализу колец дерева, ученые выяснили, что скорость полосы снизилась как минимум на 24 процента с момента его образования миллиарды лет назад.

Это замедление является «еще одним косвенным, но важным доказательством того, что темная материя – реальное явление, а не просто предположение, потому что без нее этого не может произойти», - говорит астрофизик Мартин Вайнберг из Массачусетского университета в Амхерсте, не участвовавший в исследовании.

Многие спиральные галактики, включая Млечный Путь, содержат центральную полосу в виде области, плотно набитой звездами и окруженной вращающимися рукавами галактики. В этой полосе есть группа звезд, захваченных ее гравитационным влиянием. Эти звезды вращаются вокруг гравитационно стабильной точки, расположенной рядом с перемычкой и дальше от центра галактики, известной как точка Лагранжа.

Если вращение центральной полосы замедлится, она вырастет в длину, и тогда захваченные ее гравитацией звезды также будут двигаться наружу. Когда это произойдет, эти звезды притянут дополнительные звезды. Согласно компьютерному моделированию процесса, эти дополнительные звезды должны располагаться слоями за пределами группы, говорит астрофизик Ральф Шёнрих из Университетского колледжа Лондона. Слои звезд отражают рост группы. «Это на самом деле похоже на дерево, которое можно срубить в своей собственной галактике», - говорит он.

Шёнрих и астрофизик Римпей Чиба из Оксфордского университета изучали, как состав звезд в группе меняется от внешнего края к более глубоким слоям. Данные космического корабля Gaia Европейского космического агентства показали, что звезды во внешних слоях полосы, как правило, менее обогащены элементами тяжелее гелия, чем звезды во внутренних слоях. Исследователи говорят, что это свидетельство того, что группа звезд движется наружу в результате замедления движения полосы. Это связано с тем, что звезды в центре галактики - которые могли бы засветиться в группе в более далеком прошлом - имеют тенденцию быть более обогащенными более тяжелыми элементами, чем те, что расположены дальше.

Замедление полосы указывает на то, что на нее действует гравитационная сила, а именно притяжение темной материи в галактике. Одной обычной материи недостаточно, чтобы снизить скорость полосы. «Если нет темной материи, центральная полоса не замедлится», - говорит Чиба.

Но результаты вызвали некоторый скептицизм. «К сожалению, это пока не убедительно для меня», - говорит астрофизик Исаак Шлосман из Университета Кентукки в Лексингтоне. Например, он сомневается, что наслоение годичных колец действительно произойдет. «Трудно поверить, что это работает так в реальной системе, а не исключительно в компьютерном моделировании», - говорит он.

По мнению Вайнберга, исследование движется в правильном направлении.