23 июня впервые в онлайн-формате состоялось Общее собрание Российской академии наук. Президент РАН Александр Сергеев выступил с докладом о самых важных научных достижениях российских ученых в 2019 году. Среди них — исследование структуры земной коры под Авачинской группой вулканов на Камчатке. Специалисты из Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН и Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН определили наличие магматических камер под Авачинским и Корякским вулканами на глубинах 2 км и 7 км соответственно и изучили их форму.

Ученые обработали информацию о землетрясениях, происходивших в этом районе с 2009 по 2018 год. Дело в том, что землетрясения рождают сейсмические волны. Их скорости зависят от состава, давления, плотности и температуры горной породы, через которую они проходят. С помощью специальных алгоритмов, например, сейсмической томографии, полученные данные анализируют и выявляют структуры сейсмических аномалий, например, изменения скорости поперечных и продольных волн и их соотношения. В результате специалисты получают достоверную картину строения земных недр. Подробности рассказала Наталья Бушенкова — один из авторов научного исследования, кандидат геолого-минералогических наук.

"В рамках исследования мы попытались получить структуру под Авачинским и Корякским вулканами на основе имеющихся на тот момент данных. Камчатский филиал Единой геофизической службы РАН поделился данными о десятках тысяч землетрясений за 10 лет.  Поскольку станций не так много — всего 7 — считалось, что для томографии их недостаточно. Однако всё зависит от их взаимного расположения и от того, какую томографическую схему мы используем.

Расположение станций оказалось достаточно равномерным. Мы подумали: а вдруг что-то получится с использованием локальной томографии? Предварительные расчеты показали, что мы вполне можем определить магматические очаги под Авачинским и Корякским вулканами.

На Эльбрусе. Фото из личного архива

Только после серии тестов мы убедились, что структура под вулканами получилась действительно точной и качественной. Благодаря полученным результатам мы можем сказать, что за Авачинским вулканом точно нужно следить ежегодно. Мы обнаружили на небольшой глубине аномалии сейсмических волн, которые могут характеризовать активный магматический очаг.

Кстати, исследователи, которые непосредственно работают на Авачинском вулкане, отмечают, что поверхность местами очень горячая. Магматическая камера за последние десять лет, вероятно, увеличилась. Если говорить о Корякском вулкане, то возможная магматическая камера находится глубоко. Однако цепочку сейсмических очагов от камеры к поверхности вулкана, можно трактовать как некоторые растрескивания, по которым двигаются газы/флюиды. Поэтому за ним также желательно наблюдать. Важно понимать, что Авачинский и Корякский вулканы достаточно активные и могут быть опасными для Петропавловска-Камчатского. Конечно, необходимо расширить сеть постоянных станций, чтобы проводить ежегодный мониторинг. В этом году мы ожидаем дополнительные данные по временной сети станций. После обработки этих данных, мы надеемся, что сможем  более детально изучить строение вулканов".

Подробнее в статье: Bushenkova, N., Koulakov, I., Senyukov, S., Gordeev, E.I., Huang, H.H., El Khrepy, S., & Al Arifi, N. (2019). Tomographic Images of Magma Chambers Beneath the Avacha and Koryaksky Volcanoes in Kamchatka. Journal of Geophysical Research: Solid Earth, 124 (9),  9694-9713