Даглас Лоуи (Douglas Lowy) и Джон Шиллер (John Schiller) из Национального Института рака США получили в 2017 году одну из престижных Ласкеровских премий, которые иногда называют «Американскими нобелевскими». Утверждается, что вакцина против вируса папилломы человека (ВПЧ) способна предотвращать почти все случаи заболевания раком шейки матки и защищать от рака ротовой полости, горла и ануса. Джон Шиллер рассказал об исследовании ВПЧ, удостоенном премии, о планах на будущее и путях борьбы с настроениями против их вакцины.

По мнению Шиллера, главная проблема — в менее благополучных странах, на которые приходится 85% заболеваний раком шейки матки, где вакцина менее доступна из-за дороговизны. В более развитых странах действует множество других факторов, скажем, в США это, в основном, боязнь вакцинации вообще. А в отношении вакцин против ВПЧ есть несколько проблем, связанных с тем, что дело касается болезни, передаваемой половым путем.

На сей момент, похоже, педиатры и вообще практикующие врачи не слишком активно используют эту вакцину, в отличие от других, скажем, против менингита и гепатита В. Часть проблемы состоит в том, что вакцина против ВПЧ — профилактическая, она предназначена для предотвращения рака шейки матки, а это болезнь, с которой ни родители, ни педиатры никогда не имели дела. Акушерам-гинекологам эта болезнь знакома, а педиатрам нет, и это радикально отличает данную вакцину от большинства других детских и педиатрических вакцин.

В лабораторию Дага Лоуи Шиллер пришел в качестве постдокторанта еще в 1983 году, и второй лекцией, которую он там прослушал, была лекция Харальда цур Хаузена, получившего впоследствии Нобелевскую премию. В этой лекции он сказал: «Эврика! Мы нашли вирус, который, похоже, вызывает 50% заболеваний раком шейки матки». И этот вирус оказался штаммом HPV-16 вируса папилломы человека. В сущности, группа, в которой сотрудничал Шиллер, шла от рассмотрения модели того, как нормальная клетка перерождается в раковую, к чему-то тому, что, возможно участвует в возникновению рака. В этом было нечто случайное.

А сейчас одно из дел, которыми они сейчас занимаются — это выяснение того, достаточно ли одной дозы вакцины для обеспечения долгосрочной защиты. Если так, то возможность для человека получить в юности одну дозу вакцины совершит коренной переворот, особенно в условиях развивающихся стран. Кроме того, ученые рассматривают работу иммунотерапии рака. Оказывается, вирусоподобные частицы, с которыми мы работаем для создания вакцины против ВПЧ, обычно являются внешней оболочкой вируса, например, штамма HPV-16 или других вирусов папилломы животных или человека, и обладают уникальной способностью инфицировать клетки опухолей и избирательно связываться с ними. Это знание позволяет разрабатывать методы лечения рака, обладающие широким спектром действия.