Исследователи выяснили, что индонезийская наскальная картина бородавчатой ​​свиньи с парой больших шишек на шее входит в число старейших известных художественных изображений реального объекта или живого существа, - пишет sciencenews.org со ссылкой на Science Advances.

Внутри пещеры на индонезийском острове Сулавеси ученые нашли одно из старейших известных художественных изображений реального объекта или организма. Это изображение бородавчатой ​​свиньи, животного, которое все еще можно найти на Сулавеси, было нанесено на заднюю стену пещеры не менее 45 500 лет назад.

Открытие добавляет доказательства к тому, что «первые современные традиции пещерного искусства человека возникли не в Европе ледникового периода, как предполагалось давно, а, возможно, раньше в Азии или даже в Африке, где эволюционировал наш вид», - говорит автор исследования Адам Брумм - археолог в Университете Гриффита в Брисбене (Австралия).

По крайней мере, две, а возможно и три других частично сохранившихся картин свиней появляются на стене пещеры рядом с недавно датированной фигурой. По словам археолога Иэна Дэвидсона из Университета Новой Англии в Армидейле (Австралия), все нарисованные свиньи в пещере Сулавеси, похоже, противостоят друг другу в какой-то сцене. В аналогичном положении нарисованные животные, датируемые примерно 30 000 лет назад или более, появляются в сценах во французской пещере Шове, говорит Дэвидсон, который не участвовал в новом исследовании.

На потолке небольшой камеры в другой пещере Сулавеси исследователи обнаружили большое изображение свиньи - как и другие, выполненное красными или темно-красными и пурпурными минеральными пигментами - которое датируется периодом от 32 000 до 73 400 лет назад. По крайней мере, две другие плохо сохранившиеся картины с изображением неопознанных животных находятся на потолке и стене камеры.

Команда считает вероятным, что Homo sapiens, а не близкородственный вид, такой как Homo floresiensis, нарисовал эти картины на стенах пещеры Сулавеси.

Как и нарисованная сцена охоты не менее 43900 лет назад, ранее найденная в отдельной пещере Сулавеси, оценки минимального возраста изображений свиней основаны на измерениях разложения радиоактивного урана в минеральных наростах, похожих на цветную капусту, которые формируется тонкими слоями над и под частями изображений.

Датирование древнего наскального искусства на основе урана вызвало критику. Например, группа Брумма датировала три минеральных слоя, частично покрывающих одну из картин свиней, чтобы оценить ее минимальный возраст. Слой, ближайший к картине, был немного моложе, чем два слоя над ним, в отличие от того, что можно было бы ожидать, если бы слои формировались один за другим. Эти перевернутые даты вызывают сомнения в точности определения минимального возраста картины, говорит археолог Жоао Зильяо из Университета Барселоны.

Команда Брумма утверждает, что сочетание оценок возраста немного старше и младшего может быть результатом пробелов, которые образуются в последовательных минеральных слоях. Исследователи утверждают, что усреднение дат нескольких слоев дает разумную, возможно, заниженную оценку минимального возраста лежащего в основе искусства.

В конечном счете, пещерное искусство, такое как свиньи на островах в Юго-Восточной Азии и Австралии, а также, вероятно, на Сулавеси, может быть показано датируемым примерно 60–70 тысяч лет назад, говорит археолог Питер Вет из Университета Западной Австралии в Перте. Именно тогда H. sapiens впервые заселил регион, вероятно, привнеся с собой традиции пещерного искусства с материка, а не изобретая его сразу на изолированных островах, предполагает он.