Интервью на портале «Научная Россия»

И все-таки они восстанавливаются

И все-таки они восстанавливаются
Профессор Каролинского медицинского университета Вячеслав Дячук о превращении глиальных клеток в нейроны

Нейродегенеративные заболевания - болезнь Альцгеймера, Паркинсона и другие - наносят непоправимый ущерб мозгу. Потерянные нейроны не восполняются, и человек перестает реагировать на внешний мир. Диагноз кардинально меняет существование самого человека и причиняет боль его близким. Считалось, что восстановить нейроны у взрослого человека невозможно, но благодаря развитию нейробиологии ученым удалось выяснить, что новые нейроны могут появляться из стволовых клеток. А в 2019 году международная группа ученых во главе с Вячеславом Дячуком открыла природный механизм восстановления нейронов - механизм превращения глиальных клеток (вспомогательных клеток нервной системы) в нейроны на раннем развитии.  Исследования продолжаются, и если выяснится, что глия способна восстанавливать нейроны взрослого человека, то проблема их потери будет решена. В перспективе это полное выздоровление и возврат к полноценной жизни людей, которые страдают неизлечимыми заболеваниями.

Дячук Вячеслав Алексеевич - старший научный сотрудник Лаборатории эмбриологии Национального научного центра морской биологии имени А.В. Жирмунского, профессор Каролинского института, Швеция.

- В какой из сфер биофотоники работаете вы?

- Мы работаем в сфере биологии развития и пытаемся понять как клетки превращаются в другие клетки в процессе развития позвоночных и беспозвоночных животных. На разных живых моделях мы изучаем клеточную иерархию, например, как стволовые клетки на раннем этапе развития превращаются в специализированные клетки.

За открытие фундаментальных основ развития нервных систем нашей лабораторией президент Владимир Путин вручил Государственную премию в 2019 году. Мы открыли уникальный механизм превращения глиальных клеток в нейроны. Сегодня появилось целое научное направление, посвященное изучению этого механизма. Большинство нейродегенеративных заболеваний – болезнь Альцгеймера, Паркинсона и прочие – характеризуется потерей нейронов, которая никак не восполняется. Человек, потерявший большое количество нейронов в результате таких заболеваний, живет в вегетативном состоянии: дышит, питается, но не реагирует на внешний мир.

Технология превращения глиальных клеток в нейроны потенциально может восполнить их потерю и повлиять на регрессию нейродегенеративных заболеваний, которые приносят много боли как пациенту, так и его близким.

- Как это происходит?

- У каждого нейрона есть свой молекулярный почерк – набор молекул, свойственных конкретному нейрону. Зная эти молекулы, ученые могут «вынуть» их из нейрона и поместить в глиальную клетку, т.е. трансформировать ее таким образом, чтобы  глиальная клетка с нейрональными генами (факторами транскрипции) постепенно становилась нейроном.

"ПОСЛЕ ПОЛУЧЕНИЯ ПРЕМИИ МЕНЯ ЗАВАЛИВАЛИ ПИСЬМАМИ С ПРОСЬБАМИ О ПОМОЩИ, КО МНЕ ПРИХОДИЛИ НА РАБОТУ И НА КОЛЕНЯХ УМОЛЯЛИ ПОМОЧЬ"

Это направление развивается по всему миру, и чем больше ученых будут этим заниматься, тем быстрее мы добьемся успеха. Кстати сказать, премию нам дали за открытие этого эффекта в процессе раннего развития – в эмбрионе. Получается, можно подсмотреть этот механизм у биологии развития и попытаться перенести его на взрослых людей с  неизлечимыми заболеваниями – Паркинсона и Альцгеймера.

- Когда это позволит лечить людей?

- Это часто задаваемый вопрос, но я не хочу давать прогнозы. Повторюсь, что если этим направлением будет заниматься больше ученых и лабораторий по всему миру, тем быстрее будет найдено решение.

В Каролинском институте (Швеция) и в Венском медицинском университете (Австрия) этим занимаются очень активно. Ученые пытаются увеличить процент трансформированных глиальных клеток, чтобы нервная ткань восстанавливалась еще быстрее. И это актуально не только для нейродегенеративных заболеваний, а также для заживления тканей после травм головы или послеоперационного восстановления. Любые повреждения мозга опасны для человека. А боль пациента тяжело дается его близким.

Название изображения

После получения премии меня заваливали письмами с просьбами о помощи, ко мне приходили на работу и на коленях умоляли помочь. Но, к сожалению, пока известны лишь фундаментальные механизмы глионейрональной трансформации, которые необходимо переводить в прикладной аспект как можно скорее.

- А что вы говорили людям, которые обращались к вам за помощью?

- Мне приходилось объяснять, что мы сделали фундаментальное открытие, но не лекарство. Это тяжело психологически, ведь людям сложно понять, они плачут и просят помочь.

Весь мир сегодня бьется над этим. Результаты у всех разные, но зачастую неудачные. Некоторые пытаются увеличивать уровень дофамина (в случае Паркенсонизма), и это помогает на короткий срок, но не решает проблему потери нейронов.

- Расскажите, как вы совмещаете работу в Швеции и в России?

- Мы отлично взаимодействуем как с коллегами из Швеции, так и с коллегами из Национального научного центра морской биологии во Владивостоке. Помимо медицинских проектов у нас много фундаментальных биологических вопросов, которые нужно решить. Мы наблюдаем за развитием нервной системы моллюсков, иглокожих, рыб, чтобы понять, как нервная система эволюционировала. Для этого нужно использовать животных с разным эволюционным бэкграундом, разным типом развития. Тогда сложится картина эволюционного развития нервной системы.

Сейчас мы пытаемся написать российско-шведский проект, чтобы дать возможность нашим ребятам из Владивостока, Москвы и Санкт-Петербурга ездить в Швецию, а шведским ребятам ездить к нам.

- Во время вручения премии вы подняли важную проблему, связанную с отсутствием кадров.

- Да. Одна из серьезных проблем российской науки – недостаток высококвалифицированных кадров. Особенно это заметно во Владивостоке и в целом по Дальневосточному отделению Российской академии наук.

"ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ НАСТАВНИК СМОГ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА. МНОГИЕ РЕБЯТА, КОТОРЫЕ ПРИХОДЯТ В ЛАБОРАТОРИЮ, БЫСТРО РАЗОЧАРОВЫВАЮТСЯ, ПОТОМУ ЧТО ИМ НЕ ПОКАЗАЛИ ПЕРСПЕКТИВЫ, НЕ ОБЪЯСНИЛИ ЧТО ДЕЛАТЬ, НО ПРИ ЭТОМ ДАЛИ КУЧУ ЗАДАНИЙ"

Дело в том, что 90-е годы из России уехали большие ученые со своими научными школами. Часть, конечно, осталась. Но люди стареют, уходят на пенсию, хотят проводить время с семьей. А молодежи, которая приходит в науку, нужна сильная школа. При этом ученых, готовых учить молодых – единицы.

Мне повезло – я попал к хорошим людям и много экспериментов, будучи аспирантом, сделал за границей. Я побывал во Франции, Германии, в Соединенных Штатах Америки, где учился у разных людей строить эксперименты, публиковать результаты. Этот опыт помог мне в дальнейшем. И этот опыт я пытаюсь передать студентам.

Главное, чтобы наставник смог заинтересовать молодого специалиста. Многие ребята, которые приходят в лабораторию, быстро разочаровываются, потому что им не показали перспективы, не объяснили что делать, но при этом дали кучу заданий, которые не заканчиваются публикациями.

Мы стараемся передать наш опыт молодым ребятам – организовываем семинары, конференции, поездки. В планах – отправить студентов учиться в Швецию, Францию, Германию в большие лаборатории, занимающиеся нейробиологией для того, чтобы они могли полученный опыт реализовать в России.

Молодым ученым нужно помогать, чтобы они стали высококлассными специалистами, востребованными нашим государством, чтобы они ни в коем случае не разочаровались в науке, а наоборот, осознавали, что наука – это всегда интересно.

 

биофотоника болезнь альцгеймера болезнь паркинсона восстановление нейронов глиальная клетка мозга глиальные клетки нейродегенеративные заболевания нейроны

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Информация предоставлена Информационным агентством "Научная Россия". Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС77-62580, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 июля 2015 года.