Неизвестный ранее яркий цвет палеолитических художников в Каповой пещере нашли студенты исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
За более чем 120-летнюю историю исследований пещер с рисунками эпохи палеолита археологи обнаружили в Европе (от Испании и Франции до нашего Южного Урала) около 400 подобных подземных святилищ. Фигуры животных и геометрические знаки на их стенах были либо вырезаны тонкими линиями и представляют собой своеобразные гравировки, либо нарисованы минеральными красками черных, жёлтых и красных оттенков. Пигменты последних двух цветов активно использовались палеолитическими людьми и в ритуалах, проводившихся в пещерах с настенными изображениями, о чём свидетельствуют остатки красок из культурных слоёв этих памятников. Выбор чёрного, жёлтого и красного цветов для создания рисунков был обусловлен, по мнению ряда учёных, рамками строгих ограничений символической культуры, поскольку на открытых стоянках, где проходила повседневная жизнь людей, изредка находят свидетельства использования более широкой палитры цветов, включая белый, фиолетовый, зелёный и синий. Разнообразие же оттенков напрямую зависело от доступности минеральных источников сырья и рецептуры приготовления красочных составов, включая степень измельчения твердых минеральных частиц.
В ходе проведения археологической камеральной практики студенты исторического факультета МГУ выявили в процессе разборки материалов предыдущих лет из раскопок в Каповой пещере (Южный Урал, Башкирия) неожиданные и в прямом смысле слова сенсационные материалы, свидетельствующие об использовании в подземном святилище верхнего палеолита красок нежно-голубого и небесно-голубого цветов примерно 15-19 тысяч лет назад. Обнаруженные материалы свидетельствуют о сложной рецептуре приготовления мягких, жидких и пастообразных составов довольно насыщенных голубых оттенков.
Определение минерального состава и возможных мест происхождения сырья для получения голубой краски планируется начать после завершения разбора археологических находок.
Руководитель Южно-Уральской археологической экспедиции, доцент кафедры археологии исторического факультета МГУ Владислав Житенёв:
«Резкое обрушение тезиса о строгой предопределенности использования трёх цветов в пещерных святилищах с настенными изображениями верхнего палеолита в корне меняет устоявшиеся за последнее столетие представления не только о символике цвета пещерного искусства, но и об облике и развитии культуры палеолита. Выявленные факты, свидетельствующие о значительно более сложном уровне культуры верхнего палеолита, являются, по сути, одним из важнейших открытий последних лет не только в области истории искусства и визуальной эстетики, но и поведенческих основ сложных человеческих сообществ позднего плейстоцена. Конечно, и за рубежом, и в нашей стране – на стоянках от Сибири до Северного Кавказа и Русской равнины – были известны отдельные случаи использования пигментов и минералов голубого цвета в верхнем палеолите, но в пещерах с настенными изображениями, где лимитированность использования цвета представлялась довольно строгой, подобных открытий разнообразно приготовленных – и жидких, и порошкообразных, и мягких – голубого цвета пигментов, использовавшихся, как видно из только что полученных материалов, вместе с чёрными, красными, желтыми и оранжевыми красками, прежде никогда не было. Сделанные нашими студентами находки очень серьезно меняют современные научные представления о художественных практиках верхнего палеолита, а также поисковые критерии в нашей области археологии. Вероятной причиной отсутствия знаний о более широком спектре использовавшихся в верхнем палеолите цветов может быть как малая площадь исследований пещерных святилищ, что обусловлено необходимостью сохранения этих хрупких объектов наследия, так и особенности методических подходов к изучению памятников археологии, которые постоянно совершенствуются».
Информация и фото предоставлены пресс-службой МГУ
Источник фото: исторический факультет МГУ