С наступлением праздничной поры всюду начинают появляться символы Нового года, в том числе персонажи, олицетворяющие праздник. Главный герой отечественного торжества — Дед Мороз. Волшебник, летающий на запряженных оленями санях, мчится по заснеженному ночному небу. Он преодолевает невероятные расстояния, успевая за одну новогоднюю ночь облететь детишек по всему миру, радуя их желанными подарками, и исчезает до следующего года. В других странах подобный персонаж имеет собственные национальные имена: Йоулупукки — в Финляндии, Пер Ноэль — во Франции, Сегацу-сан — в Японии, Бефана — в Италии, а самое распространенное в Европе и за океаном имя — Санта-Клаус. На Санту работают эльфы, но все остальные чаще всего трудятся в одиночку.
А у нашего Деда Мороза есть верная спутница и помощница — Снегурочка. Это символ исключительно нашей культуры. Обаятельная девочка или девушка находит общий язык и с лесными зверями и служит неким посредником между Дедом Морозом, новогодними чудесами и детьми.
Но откуда же появился один из самых запоминающихся символов Нового года? Фольклористы считают, что Снегурочка никак не связана со славянскими обрядами, а ее образ родом из устного народного творчества.
Но некоторые специалисты уверены, что прототип Снегурочки корнями уходит в язычество — и это богиня зимы Морана (Кострома), воплощение снега, чистоты и свежести. Однако в других источниках Морана имеет довольно кровожадные характеристики: она неумолима и свирепа, зубы ее опаснее клыков дикого зверя, на руках страшные кривые когти, а сама она пьет кровь павших воинов.
Другие источники указывают, что внучка Деда Мороза — снежная нимфа, которая тает весной и уносит с собой пожелания о хорошем урожае. Или, возможно, это богиня весны Леля, также превращающаяся в воду и несущая плодородие почве.
Вероятно, русская народная сказка о Снегурочке появилась в середине XVIII в. под влиянием северных сказаний, передававшихся из уст в уста через русских северных поморов, а потом обрела разные виды, что свойственно устному творчеству.
Сказки о Снегурке были впервые исследованы Александром Николаевичем Афанасьевым во втором томе «Поэтических воззрений славян на природу» (1867). Он изучил сказки о девочке из снега, которая ожила, и переработал сюжет в историю о том, как пожилая бездетная пара Иван и Марья вылепили из снега дочку Снегурку. Она оживает и наполняет дом желанной радостью.
«Глядь — a y Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег — и вышла из сугроба живая девочка. <...> Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. Со всеми ласковая, приветливая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоет — заслушаешься».
Но не долго суждено длиться счастью и конец трагичен — Снегурка пошла гулять с подружками в лес. Там девочки набрали хворосту, разложили костер и стали друг за другом прыгать через огонь. «Побежала она в свой черед за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко. Поднялось облачко высоко и пропало в небе. Только и услышали подружки, как позади простонало что-то жалобно: "Ау!" Обернулись они — а Снегурочки нет».
Еще глубже прорабатывает образ Снегурочки Александр Николаевич Островский. Под влиянием идей А.Н. Афанасьева в 1873 г. он создает пьесу «Снегурочка» про бледную белокурую дочку Деда Мороза и Весны Красны. Здесь она уже не маленькая девочка, а юная девушка. По сюжету главный противник Мороза Ярило «поклялся страшной клятвой» растопить Снегурочку, как только та по-настоящему полюбит. За Снегурочкой «оравами, стадами» ходят женихи, но она отказывает всем и мечтает полюбить по-настоящему. Женихи ссорятся со своими невестами из-за красавицы, но она раздосадована тем, что не может влюбиться и вместе с остальными юношами и девушками связать себя узами брака с любимым во время праздничного ритуала почитания славянского бога Ярилы в День весеннего равноденствия.
Ни к кому ее холодная душа не лежит. Тогда Снегурочка приходит к своей матери Весне-Красне и просит «немножечко сердечного тепла». Мать вручает ей волшебный венок, надев который она влюбится в первого встречного. Снегурочка встречает возлюбленного, а с появлением ярких солнечных лучей начинает таять.
Пьеса обрела огромный успех, когда композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков в 1882 г. поставил по ней одноименную оперу. Она вызвала резонанс в обществе. Сказкой восхищались Ф.М. Достоевский, А.И. Гончаров, И.С Тургенев. А молодой Чайковский написал музыку к театральной постановке. Так в массовом создании окончательно закрепился образ Снегурочки — и теперь воплощается в сценариях всех детских новогодних елок.
Известный художник Михаил Александрович Врубель также приложил руку к созданию образа снежной девушки. В 1890 г. художнику заказали эскизы костюмов к опере «Снегурочка». Он изобразил ее в момент появления на глазах у людей в белой одежде с мехом, сотканной из снега и пуха.
Еще один художник, Николай Константинович Рерих, во время постановки спектакля о Снегурочке в Петербурге надел на нее меховую шубку. Оба этих образа хорошо закрепились в представлении публики. Снегурочка для нас — девушка, одетая в теплую, но красивую одежду, обязательно с использованием меховых элементов. Кто-то изображает ее в шапочке, а кто-то в кокошнике. В костюме преобладают светлые цвета, чаще всего белый или голубой.
Судьба Снегурочки оказывается под угрозой после революции. В 1929 г. было запрещено отмечать Рождество Христово и все рождественские обычаи подверглись гонениям. Но, к счастью, в 1935 г. они были переосмыслены как часть светского празднования Нового года. И государство официально «оформляет» образ Снегурочки — она становится внучкой Деда Мороза и выступает как его неизменная помощница. Отметим, что без ее помощи не зажигалась еще ни одна елка! А в 1937 г. Снегурка впервые появляется вместе с Дедом Морозом на елке в московском Доме Союзов. Дед Мороз был облачен в красную шубу, а Снегурочка — в одежду голубого цвета.
Сначала Снегурочку изображали в образе маленькой девочки, но потом он трансформировался и перед публикой выступала уже юная девушка. В послевоенное время все студентки театральных вузов играли белокурую красавицу.
Считается, что резиденция Деда Мороза находится в Великом Устюге. Хоть Снегурочка и его внучка, но живет отдельно, в Костроме. А чтобы написать письмо, нужно указать следующий адрес: ул. Ленина, д. 3.
Фото на странице: Scanned from A. K. Lazuko Victor Vasnetsov, Leningrad: Khudozhnik / Wikipedia
Фото на главной странице: В. Шияновский / РИА Новости