«Научная Россия» продолжает публикацию цикла статей, посвященных природным богатствам Карелии и развитию науки в регионе. Мы уже рассказывали о Карельском научном центре РАНзаповеднике «Кивач» и Гирвасском палеовулкане. А сегодня речь об уникальных карельских петроглифах ─ объектах Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В переводе с древнегреческого, петроглиф ─ резьба на скале (petra ─ скала, камень, glyphe ─ резьба). Эти изображения, выбитые или нанесенные краской на камне, считаются одними из самых древних из дошедших до нас форм искусства. Возраст таких рисунков (их находят по всему миру) может достигать 40 тысяч лет.

В Карелии сохранились уникальные образцы первобытного наскального искусства эпохи неолита (их возраст 6-7 тыс. лет): аналогов некоторым беломорским и онежским мотивам и сюжетам нет больше нигде в мире. В 2021 году эти изображения, выбитые на карельских гранитах, вошли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Благодаря усилиям ученых Карельского научного центра РАН эти петроглифы сегодня известны во всем мире.

«Когда мы писали заявку на включение карельских петроглифов в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, трудно было найти другие объекты, подобные нашим, для сравнения. Аналогов этим памятникам действительно не существует. Голосование прошло практически без обсуждения, потому что уникальность карельских петроглифов была очевидна для всех членов комиссии. Некоторые из них были очень удивлены, узнав, что наши петроглифы до сих пор не включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО», ─ рассказала старший научный сотрудник сектора археологии Института языка, истории и литературы КарНЦ РАН Надежда Лобанова.

Петроглифы выбиты на прочнейших архейских кристаллических породах ─ гранитоидах. Благодаря этому рисунки в камне сохранились почти в первозданном виде.

Онежские петроглифы были обнаружены на мысах и островах восточного берега Онежского озера в середине XIX века, а беломорские ─ на островах реки Выг, неподалеку от ее впадения в Белое море, в первой четверти XX века.

«Примечательно, что беломорские петроглифы возникли под влиянием импульса онежских. Между жителями двух территорий, находящихся на расстоянии более 300 км друг от друга, были контакты. Я предполагаю, что, возможно, даже брачные связи, потому что есть изображения, сделанные почти как калька. И таких фактов взаимосвязи становится все больше. В список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО беломорские и онежские петроглифы включены как серийный объект, включающий 2 компонента. Мы впервые смогли убедительно доказать культурную, экологическую и хронологическую связь между ними. <…> Петроглифы ─ это плоскостное искусство, но только на карельских скалах, в Беломорье, мы видим примеры, когда художники попытались передать объем и движение, они также умело использовали микрорельеф и цвет скальных плоскостей, создавая эффект полихромности (на Онежском озере). Уже только эти факты дают основания включить петроглифы Карелии в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО», ─ говорит Надежда Лобанова.

О карельских петроглифах рассказывает старший научный сотрудник сектора археологии Института языка, истории и литературы КарНЦ РАН Надежда Лобанова

Оттиски петроглифов, или точные контактные копии в натуральную величину, можно увидеть в Карельском научном центре РАН. Петрозаводский художник и исследователь петроглифов Светлана Георгиевская воссоздает наскальные рисунки на рисовой бумаге черного цвета. На основе традиционной китайской методики копирования она придумала авторский метод выполнения рельефных эстампажей с учётом местных особенностей скал и крупных размеров выбивок. Технология уникальна, довольно сложна и трудоемка, но она позволяет выявить на поверхности бумаги очертания полуистертых, неразличимых глазу петроглифов, уточнить контуры и даже отобразить мелкие детали внутри выбивок, что значительно расширило возможности изучения наскальных рисунков.

«Древний художник перед тем, как выбивать изображение в скале, сначала анализировал ее: какие бугры, впадины, трещины или цветовые пятна на ней есть. Затем он старался привязать свой рисунок к ним, как бы вплетая изображение в природную "картину" камня или вообще создавая сюжет на их основе. Например, на одном из наскальных полотен белуха была изображена в том месте на скале, где после дождя сверху из почвенного слоя течет вода. Таким образом, создавалось ощущение, будто белуха плывет в потоке воды. Неолитические художники Беломорья отличались тем, что старались показать динамику своего сюжета во времени, то есть они не фиксировали какой-то отдельный образ, а умудрялись понятно рассказать целую историю», ─ говорит Светлана Георгиевская.

О карельских петроглифах рассказывает художник, исследователь петроглифов Светлана Георгиевская

Что мы видим на выбивках первобытных художников? Как правило, это сцены охоты или изображения отдельных животных, а также бытовые сцены. Особенно они любили изображать лебедей, лосей, белух, медведей. Однако полет фантазии не ограничивался лишь повседневными сюжетами из жизни. В творчестве художников каменного века можно встретить и мифологические сюжеты, напоминающие картины абстракционистов. Одним из таких изображений, расположенных на оконечности мыса Бесов Нос, размером два с половиной метра является загадочная антропоморфная фигура.

«Бес» ─ так назвали фигуру христианские монахи в XVI веке, и это неблагозвучное название закрепилось на многие последующие века. По версии Светланы Георгиевской, это «Великая Мать» ─ характерное изображение эпохи камня. По всей Евразии встречаются ее скульптуры, у нас на севере она высечена на плоской скале. Предельно стилизованная форма, выразительная поза также олицетворяют собой некую внеземную силу, божественную, рождающую сущность. На этом же мысу находятся и другие антропоморфные персонажи более скромные по размерам, но не менее удивительные.

Среди петроглифов Онежского озера также можно в изобилии найти изображения небесных тел: Луны и Солнца. Есть и совсем загадочные изображения, и знаки, однозначного объяснения которым дать пока не удается.

На сегодняшний день известно не менее 1200 фигур и знаков, выбитых в скалах и камнях Онежского озера. Большая часть из них располагается на территории трех мысов на восточном берегу Онежского озера: Пери Нос, Бесов Нос и Кладовец Нос. Собрание петроглифов с мыса Бесов Нос считается одним из самых интересных в Фенноскандии, привлекая сюда туристов и ученых со всего мира. С археологическими экспедициями на территории петроглифов Онежского озера и Белого моря ежегодно приезжают ученые Карельского научного центра РАН, стран Скандинавии и других стран Европы. Сегодня некоторые фрагменты карельских скал с петроглифами находятся в Эрмитаже: как в основной экспозиции, так и в фондах.

Сохранить и приумножить природные и культурные богатства Карелии ─ задача, которая стоит перед карельскими учеными на ближайшие десятилетия. В следующий раз мы расскажем об уникальном горном парке «Рускеала». Следите за нашими новостями!