«Научная Россия» продолжает публикацию цикла статей, посвященных природным богатствам Карелии и развитию науки в регионе. Ранее мы уже рассказывали о работе Карельского научного центра РАН и визитных карточках региона ─ карельской березе, северном жемчуге, аномальной древесине и не только, а также об уникальном заповеднике «Кивач».

Сегодня речь пойдет о другом интересном объекте — Гирвасском палеовулкане. Это один из самых древних палеовулканических центров в Республике Карелия: с момента последнего извержения прошло около 2 млрд лет.

«Потухший» вулкан (а точнее — палеовулкан) расположен в русле реки Суна. Свое название он получил в честь одноименного близлежащего водопада Суны — Гирваса. В основу топонима легло финское и карельское слово hirvas — лось. По одной из местных легенд, однажды прекрасный и благородный лось, убегая от охотников, превратился в скалу, дав начало одному из красивейших водопадов Карелии. Сегодня, приехав в Карелию, вы можете увидеть завораживающую картину: водопад длиной около 300 метров мчит свои холодные воды по фрагменту древнего вулкана, по застывшей 2 млрд лет назад лаве! Но увидеть водопад можно не всегда, а только во время половодья, в апреле – мае. Дело в том, что воду из реки Суны отводят для нужд Сунской ГЭС, расположенной по соседству в поселке Гирвас, но когда весной во время паводка объем воды избыточен, ее пускают прямо через палеовулкан, и тогда он превращается в грандиозный водопад. В остальное время года палеовулкан доступен для посещения.

Какие породы можно найти, гуляя по Гирвасскому вулкану? Лавобрекчии, брекчии эруптивного жерла, лавовые языки течения — «пахое-хое», прекрасные минералы: крупные черные кристаллы турмалина, зеленые — эпидота, белые — кварца и карбоната. А если в геологии вы не сильны, то не стоит расстраиваться, — можно подобрать любой камешек на месте, где некогда протекала лава, и забрать его с собой в качестве сувенира. Такой камень тоже будет ценен, ведь вы достали его прямо из жерла некогда бурлящего вулкана! Сотрудники Карельского научного центра РАН и работники геологического парка «Гирвас» регулярно проводят экскурсии по вулкану и всегда готовы рассказать о горных породах и местных изюминках.

Следы течения базальтовой лавы, Гирвасский вулкан. Автор фото: Николай Мохначев / "Научная Россия"

Следы течения базальтовой лавы, Гирвасский вулкан.
Автор фото: Николай Мохначев / "Научная Россия"

Рядом с Гирвасским вулканом расположен одноименный поселок Гирвас, где проживают около полутора тысяч человек. Идея благоустроить территорию и создать на месте вулкана геологический парк принадлежит местной жительнице Розе Ефимовой. Парк, работая под научно-экспертным контролем КарНЦ РАН, с каждым годом привлекает все больше туристов.

«От реального древнего стратовулкана сегодня осталась только краевая часть вулканического конуса, условно говоря. Гостям, приехавшим в Гирвас, доступны наблюдению несколько трубок взрыва – подводящих каналов магмы, а также фрагмент некогда горячего термального источника (все это можно потрогать руками) и лавовые потоки — языки течения со структурами «пахое-хое» по гавайской терминологии. Кроме того, в правой части вулканической постройки вы можете найти черные кристаллы турмалина, хоть и не ювелирные, но тем не менее очень красивые», — рассказал в беседе с «Научной Россией» директор Института геологии КарНЦ РАН Сергей Светов.

Путешествие на Гирвасский вулкан. Водопад Гирвас течет по застывшей лаве возрастом около 2 млрд лет.

В окрестностях Гирвасского вулкана снимали некоторые эпизоды таких известных шедевров советского кино, как «Белое солнце пустыни» (1970 г.), «А зори здесь тихие» (1976 г.), «И на камнях растут деревья» (1985 г.) и многие другие картины. Неудивительно, ведь местные пейзажи подкупают своей суровой красотой и аутентичностью.

Геологические события, которые разворачивались в Карелии 2 млрд лет назад, носили поистине глобальный характер. Лавовые потоки изливались на тысячи квадратных километров, вся территория центральной Карелии была покрыта мощным слоем плато-базальтов.

«Вулканические аппараты, которые в то время существовали (их реконструкцией мы занимаемся в Институте геологии КарНЦ РАН), были достаточно объемными. Предположительно стратовулканы имели высоту около 700 метров. У них были очень большие кратерные зоны, но все это, конечно, не сохранилось в полном объеме, потому что было подвержено значительной эрозии: тектонической, ледниковой, и др. Извержения лавы в тот период, 2,1–1,97млрд лет назад, носили катастрофические масштабы, о чем говорят мощные толщи пирокластических пород – бобовых и агломератовых туфов. Конечно, это был не Йеллоустон, объем пирокластического материала при извержении которого более 2 000 куб. км, но очень близко. Индексы вулканической активности (VEI) этих Карельских вулканов равны 7, то есть по объемам изверженного материала (400-700 куб. км) он существенно превосходит извержения исландских вулканов, где объем пирокластики редко превышает 10 куб. км!», — говорит Сергей Светов.

Черные фрагменты – иголки турмалина на тектонических плоскостях.Автор фото: Николай Мохначев / "Научная Россия"

Черные фрагменты – иголки турмалина на тектонических плоскостях.
Автор фото: Николай Мохначев / "Научная Россия"

Гирвасский вулкан входит в список объектов Геологического наследия Республики Карелия и считается лучшим по сохранности палеопроторозойским вулканом на территории Фенноскандии. Ежегодно для его изучения в поселок Гирвас, что в 100 км от Петрозаводска, приезжают студенты-геологи и ученые из России и зарубежья. Наряду с карельской березой, петроглифами и водопадом Кивач, геологический парк «Гирвас» и Гирвасский вулкан являются визитной карточкой, без которой уже сложно представить себе Карелию.

Сохранить и приумножить природные богатства Карелии — задача, которая стоит перед карельскими учеными на ближайшие десятилетия. В следующих материалах мы расскажем об уникальном горном парке «Рускеала» и карельских петроглифах — объектах Всемирного наследия ЮНЕСКО. Следите за нашими новостями!

Об извержении Гирвасского вулкана ок. 2 млрд лет назад, о турмалинах и «золоте дураков» рассказывает директор Института геологии КарНЦ РАН Сергей Светов