Петроглифы, наскальные изображения Онежского озера и Белого моря внесены в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Решение было принято на расширенной 44-й сессии Комитета всемирного наследия, где в режиме онлайн рассматривали заявленные объекты за 2020 и 2021 годы. Петроглифы стали первым российским комплексом памятников наскального искусства в списке ЮНЕСКО наряду с 40 памятниками наскального искусства разных стран.

Как сообщает пресс-цент ЮНЕСКО, объект состоит из 33 памятников, разбитых на две крупные части на расстоянии 300 км друг от друга. 22 объекта с петроглифами находятся на Онежском озере в Пудожском районе, на них нанесено 1200 рисунков. Вторая часть памятника располагается на берегу Белого моря в Беломорском районе и состоит из 3411 рисунков на 11 объектах. Это один из крупнейших памятников в Европе, документирующий культуру неолита в Фенноскандии.

На скалах изображены преимущественно люди и животные, встречаются также объединенные варианты полуживотных. Отдельно исследователи выделяют геометрические обозначения, символизирующие, предположительно, Луну и Солнце. Сюжеты рисунков просты и понятны. В основном, они отражают сцены охоты и мореплавания. Местоположение петроглифов связано с поселениями и захоронениями людей каменного века.

Части исторического памятника были обнаружены в разное время, и имеют некоторые отличия. Онежские петроглифы были открыты в 1848 году геологом К.И. Гревингком. Большинство из них расположены по краю коренного берега на прибрежных наклонных скальных выходах, реже – на островах. Большая часть рисунков – изображения фауны первобытного периода. Водоплавающие птицы, фигуры лосей, оленей, медведей, волков, бобров, выдр, нерп, рыб, змей, изредка встречаются и антропоморфные фигуры. Другой популярный мотив – диски, круги и серпы. Петроглифы Онеги датируют III – первой половиной II тысячелетия до н.э. Для древнейших изображений ученые отвели IV тысячелетие до н.э. Фрагменты каменных плит с онежскими петроглифами можно посмотреть в Государственном Эрмитаже и Карельском государственном краеведческом музее в Петрозаводске.

Беломорские петроглифы в 1926 г. нашел ленинградский студент-этнограф А.М. Линевский. Основная тема изображений – человек и его многообразная деятельность: сцены морской охоты, преследования зверя по снегу, множество изображений копытных (преимущественно лосей и оленей), а также лодок. Большая часть произведений датируется эпохой неолита–энеолита. Первобытное творчество этого периода отличается более сложными и многофигурными сюжетными композициями.

Детально изучить карельские петроглифы можно на виртуальной экскурсии «Сквозь века и пространства: наскальное искусство России» https://www.mospano.ru/museums/2019/rio1d/

Иллюстрация: Петроглифы Онежского озера. Фото: Е.Ю. Гиря. © Фото с сайта «Петроглифы Северной Евразии»