Группа ученых во главе с Анной Франклин (Anna Franklin), исследующей восприятие и познание в Университете Сассекса, Великобритания, попытались определить, насколько цвета — красный, зеленый, синий и т.д. — это произвольные деления на цветовой шкале, или же у них есть биологическая основа. Согласно работе, младенцы в возрасте считанных месяцев уже видят красный, желтый, зеленый, синий и фиолетовый как разные цветовые категории, что указывает на биологическую природу цветов. Свои результаты ученые изложили в статье, опубликованной в журнале PNAS.

Очевидно, что невозможно просто спросить новорожденного, что он знает, поэтому ученым пришлось использовать прием, известный как «время фиксации взгляда», чтобы выяснить, что происходит в голове у младенца. Идея состоит в том, что взгляд младенца будет задерживаться на чем-то незнакомом дольше, чем на знакомом, что и позволяет предоставляя исследователям судить о том, что для младенца знакомо и привычно и что удивляет.

В исследовании участвовало 179 младенцев в возрасте 4-6 месяцев. Им показывали 14 различных цветных полосок, каждую из другой части цветового спектра. Исследователи показывали одну полоску несколько раз, прежде чем показать другой оттенок. Если младенцы смотрели на новый тон дольше, чем на предыдущий, экспериментаторы делали вывод, что младенцы считают его другим цветом.

В конечном итоге оказалось, что младенцы надежно отделяли диапазон на пять частей: красный, желтый, зеленый, синий и фиолетовый цвета. Поскольку у этих детей было не очень много времени для изучения языка или даже понятий, исследователи предполагают, что эти цветовые разделения являются биологически врожденными.

Нейронная основа для различения может быть в двух нейронных путях, которые переносят световые сигналы от сетчатки, объяснила Франклин. Один реагирует на длины волн между вишневым и фисташковым, а другой — между фиолетовым и фисташковым, что примерно соответствует одной из цветовых границ, распознаваемых младенцами. Но почему младенцы считают красный и желтый разными, в то время как нейронные пути мозга этого не делают, остается загадкой.

«Наши выводы показывают, что мы отделяем цвета не произвольно, но что существуют универсальные, биологически обусловленные линии, отделяющие один цвет от другого. Мы все работаем по одному шаблону», — сказала Франклин, и обратила внимание на то, что большинство культур различают цвета более-менее одинаково, согласно данным Ранее собранных в World Color Survey.

Исследование стало «прекрасной демонстрацией» более широкой концепции в исследованиях восприятия, прокомментировал Майкл Вебстер, психолог из Университета Невады в Рено: мозг особенно чувствителен к определенным диапазонам внутри континуума. Ранее проведенные исследования показали, что люди, в том числе младенцы, больше настроены на вертикальное и горизонтальное выравнивание линий, чем на другие углы. Чувствительность к категориям цвета и выравниванию, возможно, помогла нашим ранним предкам выжить.

Впрочем, есть и методологические возражения — по мнению когнитивистов Рика Хэнли (Rick Hanley) и Деби Роберсон (Debi Roberson) из Университета Эссекса, Великобритания, не убеждены в том, что полученные результаты демонстрируют универсальные особенности цветового восприятия. Во-первых, указали они, некоторые критиковали World Color Survey за не всегда верное истолкование ответов сообществ и, во-вторых, «авторы тестировали только 6-месячных детей англоязычных родителей, и поэтому результаты пока не следует относить к младенцам в других культурах».