Моделирование спиральной галактики с перемычками («барами») объясняет, почему ее перемычки не сверкают новорожденными звездами, - пишет sciencenews.org.

Спиральная галактика с перемычками NGC 1300 - одна из самых зрелищных галактик на небесах, но перемычка, пронизывающая его сердце, порождает очень мало звезд, хотя и содержит множество материала для их создания.

Новое компьютерное моделирование может объяснить парадокс в этой и других галактиках с выступающими перемычками. Галактики образуют звезды из облаков межзвездного газа и пыли. Но в перемычке NGC 1300 газовые облака сталкиваются вместе так быстро, что не могут образовать звезд. Исследователи предполагают, что высокоскоростные столкновения между газовыми облаками подавляли звездообразование вскоре после Большого взрыва.

Самые яркие и массивные звезды начинают свою жизнь как голубые, но они быстро умирают. Если никакие новые звезды не занимают их место, популяция звезд в целом становится желто-оранжевой, поскольку менее массивные звезды расширяются и становятся желтыми, оранжевыми и красными гигантами.

Расположенный примерно в 68 миллионах световых лет от Земли в созвездии Эридана NGC 1300 напоминает обратную букву S с внешними спиральными синими рукавами и прямой перемычкой в центре галактики желто-оранжевого цвета. Эта цветовая схема означает, что газ и пыль порождают новые звезды, но в очень небольшом количестве для перемычки длиной в 50 000 световых лет.

Чтобы понять, почему бар NGC 1300 не сверкает новыми звездами, несмотря на то, что он содержит газ и пыль, необходимые для образования звезд, исследователи смоделировали орбиту газовых облаков вокруг центра галактики. В большей части галактики облака следуют по довольно круглым путям. Но гравитационное притяжение всех звезд в перемычке тянет облака, заставляя их свернуть в неправильную сторону и столкнуться.

«Мы находим, что скорость столкновения облаков в перемычке очень высокая» - говорит Юсуке Фудзимото - астрофизик из Научного института Карнеги в Вашингтоне (округ Колумбия). Там облака сталкиваются друг с другом примерно на 10 километров в секунду быстрее, чем в другом месте. Хотя низкоскоростное столкновение может чеканить новые звезды, вызывая коллапс газа, по словам Фуджимото, высокоскоростное столкновение вызывает настолько сильную турбулентность в облаках, что это не позволяет звездам образоваться.

Новые результаты могут также относиться и к нашей галактике. Никто не знает, есть ли в перемычке Млечного Пути новорожденные звезды, потому что астрономы не могут видеть нашу собственную галактику снаружи. Тем не менее, если в галактическом баре нет новых звезд, то вероятным виновником является высокая скорость, с которой сталкиваются газовые облака.

«Эта группа проделала замечательную работу, - говорит Брюс Элмегрин, астроном исследовательского центра IBM Томаса Дж. Уотсона в Йорктаун-Хайтс (штат Нью-Йорк), который не участвовал в новой работе. - Это очень разумный результат». Но, по его словам, и другие факторы могут помешать образованию звезд в баре NGC 1300. Например, гравитационное притяжение многих звезд бара может разорвать отдельные газовые облака, прежде чем они смогут создавать новые звезды.

Фухимото и его коллеги также предполагают, что высокоскоростные столкновения между газовыми облаками помогли помешать созданию звезд вскоре после Большого взрыва, когда Вселенная была более тесной. Из наблюдений далеких галактик астрономы знают, что звездообразование не достигало максимума в течение нескольких миллиардов лет после рождения Вселенной.