С чем чаще всего ассоциируется миф? Выдумка, сказка, а может быть некая сверхъестественная сила, нарушающая естественный ход событий? Философ Алексей Федорович Лосев считал: ни то ни другое. Миф, по Лосеву, вполне реален и составляет саму основу жизни. Сегодня, в день 130-летия со дня рождения великого русского мыслителя, рассказываем о его самой знаменитой работе.
Алексей Федорович Лосев ― крупнейший авторитет во всех типах мировой культуры, знаток античности, философ, филолог, эстет, писатель-классик, переводчик. Пожалуй, сама известная его работа, «Диалектика мифа», изданная в 1930 г., стала важной страницей в переосмыслении мифа в истории европейской философии. На Западе ученого называли последним великим русским философом, а на родине в СССР подвергали гонениям. Позднее слава все-таки обрушилась на А.Ф. Лосева, но это произошло, когда философу было уже 75 лет.
Что нового принес А.Ф. Лосев в осмысление мифа? Он предложил смотреть на миф не с научной, религиозной или художественной точки зрения, но с точки зрения исключительно самого мифа. Взглянуть на миф мифическими глазами.
Никто до А.Ф. Лосева не использовал такой феноменологический подход применительно к мировой мифологии в целом.
Философ писал, что «с точки зрения самого мифического сознания ни в каком случае нельзя сказать, что миф есть фикция или игра фантазии». Миф, если смотреть на него мифически, «не нуждается ни в каких толкованиях и научно-исторических разгадываниях». Следуя апофатическому принципу, А.Ф. Лосев один за другим отбрасывает то, что не есть миф. В первую очередь, как уже было сказано, миф — это не фантастический вымысел. Он далек от сферы идеального и представляет собой вполне конкретную действительность (где, кстати, нет ничего случайного и ненужного), а не идею или понятие. Миф — и не примитивная форма научного познания, так называемая первобытная наука.
По А.Ф. Лосеву, наука не рождается из мифа, а миф не базируется на научном опыте.
Это два совершенно разных мира, которые хоть и могут частично совпадать, но никогда не тождественны друг другу полностью. Миф также — не метафизическое построение, схема или аллегория (но «всегда прежде всего символ»), не поэтическое произведение (хотя и может содержать в себе поэтические черты), не личностная форма, не религиозное создание, не догмат и не историческое событие как таковое.
Миф ― это чудо: такова окончательная формула А.Ф. Лосева. Но не то чудо, о котором обычно говорят как о чем-то сверхъестественном, нарушающем привычный ход событий, а иногда и законы природы (а известно ли, какова степень реальности самих законов?).
«Чудо, с точки зрения мифического сознания, это и есть то, что лежит в основе мироздания. <…> Миф ― это не выдумка, а чудо ― это не вмешательство сверхъестественных сил. Все чудесно в мире. <…> Когда глубинные сферы психики (то, что К.Г. Юнг называл матрицей души) неожиданно соединяются с бытом, с повседневностью, возникает то, что мы называем мифом. <…> А.Ф. Лосев смог вывести очень емкие и точные феноменолого-диалектические формулы мифа, которые характеризуют скрепы мифологического сознания. <…> Лосев говорит о том, что миф есть блаженно-личностное самоутверждение, но оно может быть истинным, как в религии, а может быть и ложным», ― рассказывал философ В.В. Дубовицкий в лекции для «ПостНауки».
В своей работе А.Ф. Лосев приводит целый ряд теорий и определений чуда ― от гипноза до вмешательства сверхъестественных сил и веры в единообразие и гармонию Вселенной, ― но почти все они, по мнению философа, не лишены недостатков и зачастую заменяют «анализ самого понятия выставлением собственного отношения к этому понятию».
Если рассматривать вещи с точки зрения изначального блаженно-личностного утверждения, говорит А.Ф. Лосев, то решительно все на свете может быть интерпретировано как настоящее чудо.
Такой взгляд сближает философа с восточными мыслителями: так, тибетский учитель буддизма Миларепа в своих стихах говорил о том, что «реальность и есть освобождение», а знаменитый индийский монах Свами Вивекананда утверждал, что тот, кто считает, что есть какой-то иной, духовный мир, совершенно не понимает восточную философию. Ученица и наследница А.Ф. Лосева философ А.А. Тахо-Годи в предисловии к «Диалектике мифа» (издательство «Азбука», 2021) также пишет о связи «двух великих философских систем древности»: античной, которой А.Ф. Лосев посвятил свою жизнь, и ведийской. А.А. Тахо-Годи пишет, что одним из первых, кто увидел эту связь в работах А.Ф. Лосева, был Ф.И. Щербатский ― крупнейший российский санскритолог и один из основателей русской школы буддологии.
Возвращаясь к тому, что такое чудо, мы встречаем у А.Ф. Лосева: «Чудо ― диалектический синтез двух планов личности, когда она целиком и насквозь выполняет на себе лежащее в глубине ее исторического развития задание первообраза. Это как бы второе воплощение идеи, одно ― в изначальном, идеальном архетипе и парадигме, другое ― воплощение этих последних в реальном историческом событии». Миф и чудо суть одно и то же.
«Диалектика мифа» была переведена на множество языков и стала одной из главных книг русской философии XX в. А.Ф. Лосева называли титаном XX в. За долгие годы такой титанической работы («Я работал, как ломовая лошадь», ― сказал Лосев на вручении ордена Трудового Красного Знамени) он вдохновил целую плеяду талантливых философов, каждый из которых заслуживает отдельной публикации. Среди них В.В. Бибихин, П.П. Гайденко, С.С. Хоружий и многие другие.
Алексей Федорович Лосев ушел из жизни в 1988 г. в возрасте 94 лет.
Послесловие
Каково понятие мифа в философии А.В. Лосева? На страницах «Диалектики мифа» можно найти различные определения мифа. Они эволюционируют и ближе к концу книги становятся полнее и глубже. Каждое из них отчасти связано с контекстом, будь то размышления о связи науки и мифологии, религиозные вопросы или поэтическая проблематика. Предлагаем вам познакомиться с некоторыми из этих определений.
● Весь мир и все его составные моменты, и все живое и все неживое одинаково суть миф и одинаково суть чудо.
● Миф не есть выдумка или фикция, но диалектически необходимая категория сознания и бытия вообще.
● Миф не есть бытие идеальное, но жизненно ощущаемая и творимая вещественная реальность.
● Миф ― живое субъективное взаимообщение, содержащее в себе свою собственную, вненаучную, чисто мифическую же истинность, достоверность и принципиальную закономерность и структуру.
● Миф есть не что иное, как тот же самый отрешенный от вещей поэтический образ, но вещественно и телесно утвержденный и положенный.
● Миф есть поэтическая отрешенность, данная как вещь.
● Миф есть развернутое магическое имя.
● Всякая живая личность есть так или иначе миф.
● Миф есть в словах данная чудесная личностная история.