Исследователи ЮУрГУ (г. Челябинск) и Института истории и археологии УрО РАН (г. Екатеринбург) занимаются изучением бронзового и раннего железного века, в частности древними поселениями и могильниками на территории Южного Урала и Западной Сибири. Состав найденных артефактов и обнаруженных погребений подтверждает гипотезу о том, что через эту евразийскую зону проходила интенсивная миграция разных народов. Археологические памятники демонстрируют высокую степень мобильности древнего человека и помогают получить новое знание о происхождении народов.

Бронзовый век является крупным и важным периодом в истории человечества, положившим начало взаимодействию представителей разных культурных традиций. Это время перестройки всех социальных систем и изменений системы жизнеобеспечения. Для Южного Урала этого периода характерно интенсивное развитие металлургии, которое стало частью пучка инноваций, включая открытия в горном деле и технологической сфере. Оседлое животноводство стало объединяющим фактором жизненного уклада коренных и переселившихся народов этого региона. Продвижение человека к новым территориям стимулировало культурные обменные процессы. Найденные исследователями объекты уральской архитектуры бронзового века – часть технической и экономической революции.

Специалисты Южно-Уральского государственного университета (г. Челябинск) проводят длительные археолого-палеогенетические исследования на территории степного Зауралья. Раскопки древних стоянок и могильников, а также анализ обнаруженной керамики, оружия и орудий труда не просто позволяют установить время их создания и принадлежность к эпохе бронзы. Так, найденные учеными вкопанные части колес со спицами стали доказательством применения колесницы, а значит подтвердили развитие колесного транспорта и использования упряжной лошади в этот период. О процессе освоения новых территорий и самозащите говорят материалы погребений с наличием целого комплекса военных атрибутов. Тем не менее, эпоха бронзы Южного Урала стала не только воплощением войны, но и средоточием мирного взаимодействия индоевропейских и финно-угорских народов. Костные останки людей и артефакты подтверждают это взаимодействие и взаимообогащение.

Фото О. Игошина

Андрей Владимирович Епимахов – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории и археологии УрО РАН (г. Екатеринбург), профессор кафедры “Отечественная и зарубежная история” Южно-Уральского государственного университета (г. Челябинск) – представил монографию, ориентированную на зарубежную аудиторию, в которой авторы последовательно знакомят с историей древнего населения эпохи бронзы и железного века Южного Урала и Западной Сибири, и рассказал о специфике этого периода в этой части Евразии, в частности, об археологических поселенческих и погребальных находках, которые свидетельствуют о ее динамичном и самостоятельном развитии.

21-22 апреля 2021 года в рамках «Дней исторической науки» в Южно-Уральском государственном университете (г. Челябинск) Андрей Епимахов провел презентацию книги «ВРАТА ЕВРАЗИИ: УРАЛ И ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ В БРОНЗОВОМ И ЖЕЛЕЗНОМ ВЕКАХ», вышедшей в издательстве «Cambridge University Press» и переизданной в Китае. Соавтор монографии – доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института истории и археологии УрО РАН (г. Екатеринбург) Людмила Николаевна Корякова. Андрей Епимахов был ее аспирантом и с тех пор их научное сотрудничество продолжается много лет.

По замечанию Андрея Епимахова, «еще в процессе подготовки кандидатской диссертации возникла идея о том, что нужно сделать панорамное исследование для западного читателя, потому что интерес нарастал к этой теме и в конце 80-90-х гг. были сделаны важные открытия. К концу 90-х годов у нас созрело понимание, что мы хотим сделать. Профессор Корякова в тот момент специализировалась по раннему железному веку. Но так как я занимался эпохой бронзы, она тоже в эту тематику погрузилась. Стало понятно, что вместе одно и другое гораздо лучше проиллюстрируют особенности территории и помогут проследить социальные тренды, которые нам были интересны. В конечном итоге, Людмила Корякова уже много лет исследует эпоху бронзы».

Первое издание книги «THE URALS AND WESTERN SIBERIA IN THE BRONZE AND IRON AGES» LUDMILA KORYAKOVA, ANDREJ VLADIMIROVICH EPIMAKHOV вышло в 2007 году. Работа авторов над монографией велась в течение нескольких лет, прежде чем была полностью структурирована и адаптирована к подготовленному читателю в силу специфичной терминологии и российской топонимики. Предисловие написал Филипп Кол, американский ученый, специализирующийся на евразийской археологии, в частности, по Кавказу. Как и российские историки, он занимается социальной археологией и интересуется темой комплексных обществ.

В руках ученого 1-е издание монографии на английском языке, издательство «Cambridge University Press» 2007г.

Фото из архива А. Епимахова

Кроме того, книга Людмилы Коряковой и Андрея Епимахова полезна ученым смежных дисциплин. Как уточняет исследователь, «археология не чужда общению со всеми специалистами, нам всегда не достает уверенности в наших выводах, и мы ищем опоры вовне, например, в геологии или биологии. Сейчас огромное распространение получили методы палеогенетики. Вникнуть в перипетии наших культур непросто для специалиста из другой области знания. Однако, согласование разных данных с историческими процессами дает генерализованную картину. Иногда, например, во время полевых работ, нам не хватает каких-то специалистов (антропологов, почвоведов и др.). Надо понимать, что собственно археологические находки многие вопросы не решают окончательно. Есть огромное поле для совместной деятельности».

Как подчеркнул Андрей Епимахов, «книга встретила довольно теплый прием, было несколько рецензий в хороших журналах и пошла, что называется, в народ. Её закупили библиотеки, а потом и коллеги. Её читают и цитируют. Оказалось, что для крупного региона ни одной обзорной работы на языке, доступном большинству читателей, пока нет. Книга писалась сознательно для зарубежного читателя с объяснением некоторых вещей. По этой причине она не может быть просто переведена на русский. В 2014 году вышло 2-е издание. Позднее от издательства Cambridge University Press поступило предложение о переиздании книги на китайском зыке. И вот в 2021 году она вышла в Китае под несколько измененным названием «ВРАТА ЕВРАЗИИ: УРАЛ И ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ В БРОНЗОВОМ И ЖЕЛЕЗНОМ ВЕКАХ».

Представленный российскими учеными труд, по словам Епимахова, «это социальная история бронзового и раннего железного века, она показывает, как менялся мир, какие внешние и внутренние факторы действовали, как это проявлялось в археологии».

Людмила Корякова, Андрей Епимахов. «ВРАТА ЕВРАЗИИ: УРАЛ И ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ В БРОНЗОВОМ И ЖЕЛЕЗНОМ ВЕКАХ» – монография, изданная в 2021 году на китайском языке.

Фото из архива А. Епимахова

Какой исследовательский интерес для археологов/историков представляет изучение бронзового века на территории Южного Урала и Западной Сибири?

«Это ключевая эпоха. Это время non-stop. В эту эпоху возникают первые элементы мировой системы: первые государства, первый сухопутный транспорт, первые преобразования из одного материла в другой, то, что называется сейчас металлургией. Это качественный скачок в истории человечества. Южный Урал в этом смысле может выглядеть периферийной зоной. Но тем не менее, это время открытых и взаимосвязанных пространств, время гигантских миграций. Антропологи и археологи считали, что индоевропейская миграция через всю степную зону достигла Северо-Западного Китая. Сегодня генетически эта гипотеза подтверждена. На этом пути Южный Урал – не просто полустанок. Здесь возникла совершенно самостоятельная история и проходило самостоятельное развитие, что нам уже известно по серии поселений, подобных Аркаиму. То есть на периферии возникает довольно яркое явление. Но здесь существует методологический диссонанс. Принято думать, что «свет с Востока». Но факты говорят об обратном: многие новации возникают на периферии. Поэтому Южный Урал и Западная Сибирь демонстрируют самостоятельные модели развития, в которых кипела своя жизнь. Мы не видим эту жизнь в процессе, так как она дошла до нас только в памятниках археологии. В отпечатках времени. Для раннего железного века это тоже зона, включенная в огромный мир скифо-сибирских кочевников, что отражено в погребальных памятниках», – пояснил ученый.

Расчистка погребения. Могильник бронзового века Комсомольский (Челябинская область).

Фото М. Епимаховой

Какие сейчас распространены тенденции по поводу оценки бронзового века Южного Урала? Какой Вы придерживаетесь?

«Если говорить о локальном бронзовом веке, то большинство специалистов не считает, что это был период глобализации. Я исхожу из того, что крупные системы такого рода не могут возникнуть быстро. У них должна быть предыстория, которая уходит корнями именно в эпоху бронзы.

У нас негосударственные общества, но мы видим огромные по масштабам культурно сходные территории, насчитывающие миллионы квадратных километров. Например, зоны распространения близких металлургических традиций. Как возникает такая культурная общность и как она поддерживается? Я считаю, что здесь есть механизмы передачи информации и они завязаны на социальной сложности, на интернациональности элит или редкости ресурсов, которые неравномерно распространены в евразийском пространстве.

Есть вопросы более конкретные, обсуждаемые десятилетиями, например, археологическое обнаружение колесницы. Дальше бесконечное обсуждение: где это придумали? Я сторонник того, что технологически колесничный комплекс и навыки управления сложились в евразийской степи. Дальше переднеазиатские государства подхватили это изобретение с огромной скоростью, и технологическая новация оказалась блестящим предметом войны. Таких спорных вопросов большое количество, и они не могут быть решены, если ограничиться территорией Южного Урала, а выводят на евразийский простор», – считает исследователь.

Есть ли трудности выявления находок этой эпохи на практике?

«Обычно раскопкам предшествует период поисков. Памятники бронзовой эпохи очень крупные: их видно на космоснимках и государственных аэрофотосъемках, которые сделаны начиная с 40-х годов прошлого столетия. Для получения качественной информации мы работаем на заранее обнаруженных памятниках. Для меня и Людмилы Николаевны таким местом на многие годы стало урочище Каменный Амбар – это комплекс из поселения и могильника. Сейчас эти материалы вошли во все крупные работы по археологии и палеогенетике. Сказалась хорошая сохранность. У нас самая крупная серия палеогенетических материалов для этих территорий. Благодаря этому складывается новая по детализации картина, задаются другие вопросы. Приведу такой пример, было обнаружено погребение 8 детей. Как и почему они оказались в одной могиле? Удалось сделать генетику 5 из них и выяснилось, что трое – родные братья. Можно предположить, что произошли какие-то трагические обстоятельства: зимняя голодовка либо болезни. Кстати, южноуральские материалы подтвердили распространение в Евразии чумы и гепатита В еще 4000 лет назад. Теперь мы можем рассуждать, какую роль играли заболевания в жизни древнего человека в истории целых коллективов. Для нашего комплекса мы сосредоточились на углубленном изучении одного памятника – архитектура, климат, хозяйство и т.д. Соединение информации поселенческих и погребальных материалов формирует новое понимание», – сообщил Андрей Епимахов.

Артефакты бронзового века. Слева – керамическая посуда. Справа – литейная форма для ювелирных украшений фото. Фото А. Таирова и А. Берсенева

Каменные навершия булав из одного погребения могильника Каменный Амбар-5 (эпоха бронзы).

Фото А. Епимахова

Бронзовый наконечник копья. Могильника Каменный Амбар-5 (эпоха бронзы).

Фото А. Епимахова

В чем принципиальное отличие находок бронзового века Южного Урала от железного?

«Бронзовый век – начало животноводства, которое связано с оседлостью. Есть поселения: люди стационарно жили, копали колодцы, плавили металл. От железного века в степной зоне остались только погребальные памятники, содержащие оружие, ритуальные вещи кочевников, но, конечно, это только часть реальной жизни. В эпоху железного века в лесостепной зоне и лесной принципиально разная ситуация: там есть городище, поселения, могильники», – охарактеризовал Андрей Епимахов.

Чтобы интерпретировать данные, собранные на территории степного Зауралья (Челябинской и частично Оренбургской областей), уральские ученые применяют разные методики, которые зависят от исследовательских задач.

«Моя задача изучения: создать общую картину и не потерять индивидуальность. Например, у нас есть серия находок посуды очень маленького размера. Оказалось, это детские игрушки, что весьма редко встретишь», – акцентировал уральский ученый.

Миниатюрный сосуд из погребения бронзового века.

Фото М. Епимаховой

Нынешний проект по гранту РНФ, которым сейчас руководит Андрей Епимахов «Миграции человеческих коллективов и индивидуальная мобильность в рамках мультидисциплинарного анализа археологической информации (бронзовый век Южного Урала)» (2020-2022 гг.) нацелен на определение степени мобильности древних людей с помощью методик геохимии. По стабильным изотопам стронция специалисты реконструируют следы происхождения людей и животных, сравнивают разные модели жизнеобеспечения и степени консолидации поселений бронзового века. Разница в составе изотопов выявляет местные или пришлые индивиды и где исходная территория последних. Затем ученые составляют карты и отслеживают передвижение населения региона, что в итоге позволит сложить общую историческую картину.

Остаются ли какие-то «белые пятна» в исследованиях бронзового и железного периода Южного Урала?

«Конечно, такие всегда есть. Например, происхождение этой серии укрепленных поселений эпохи бронзы. Очевидно, что население пришлое, но вопрос в том, откуда они пришли и есть ли какая-то исходная точка, или культура сложилась здесь, до сих будоражит умы ученых. Параллельно возникает масса вопросов: нет военного травматизма, но есть колесница и много оружия. Я предполагаю, что мигранты пришли сюда, ожидая нападения. Но настоящих врагов не оказалось. Поэтому постепенно исчезает практика укрепленных поселений и захоронения с оружием. Моя гипотеза – это появление фронтира, который просуществовал недолго», – прокомментировал исследователь.

Фрагмент оборонительной системы в момент раскопок. Поселение Каменный Амбар (эпоха бронзы).

Фото А. Сенокосова

Детское погребение с наконечниками стрел (Бронзовый век).

Фото А. Епимахова

Основная цель нынешних работ Андрея Епимахова связана с хронологией. По мнению ученого, «вне построения системы хронологии мы оказываемся в странной ситуации: мы не знаем, где причины, где следствия. Например, для комплекса Каменный Амбар мы пытаемся создать хронологию могильника, связанную со статистическим моделированием. Мы не знаем, за сколько лет сформировался могильник, и нам интересно понять, какой коллектив стоит за этим и сколько людей вообще жило на поселении? Если мы сравним хронологию, то мы сможем понять, какое примерное количество умерших каждый год, а тогда можем сравнить с размерами поселения и сумеем оценить общее количество людей на поселении. Здесь для истории размер имеет значение. Если есть обоснованная демография, можно строить экономические и социальные модели. Детализируя картину, мы углубляемся в историю».

Итак, археологическое наследие Южного Урала и Западной Сибири раскрывает процессы и ключевые события истории евразийского пространства в эпоху бронзы и раннего железного века. Став уникальным местом этнокультурных и этнополитических трансформаций, этот регион отражает траектории передвижений и тесную историческую взаимосвязь древних народов.