История витамина D начинается в 1918 году, когда американский ветеринар Эдвард Мелланби опытным путем доказал, что прием рыбьего жира, а точнее входящего в его состав витамина А, тормозит развитие рахита. Но уже 1922 году Элмер Макколум нейтрализовал это вещество в составе трескового жира, а испытуемые животные по-прежнему продолжали выздоравливать. Тогда стало ясно, что спасительное действие оказывает нечто неизвестное прежде. Спустя два года физиолог Альфред Гесс и Адольфа Виндауса смогли впервые синтезировать эргостерин, предшественник искомого вещества. А уже в 1928 году ученые получили чистый витамин D2, эргокальциферол.

Группу биологически активных веществ, относящихся к витамину D, образуют холикальциферол, эргокальциферол, ситокальциферол, 2,2-дигидроэргокальциферол и другие. При этом они могут синтезироваться в организме или поступать с пищей. Например, холекальциферол (D3) образуется под воздействием ультрафиолетовых лучей или поступает с пищей, а вот эргокальциферол (D2) вырабатываться в организме не может.

О значении «солнечного витамина» в интервью Наталии Лесковой для нашего портала рассказала Анча Баранова, известный ученый-генетик, профессор Школы системной биологии университета Джорджа Мэйсона в США, научный директор компании «Атлас», главный научный сотрудник Медико-генетического научного центра (МГНЦ) РАН.

«Витамин Д нам нужен для функционирования иммунной системы. Россия – страна северная, у нас довольно низкая инсоляция, в городах даже летом примерно 60-70 процентов населения по витамину Д дефицитны или испытывают недостаток. По идее можно пойти в поликлинику и сдать анализ на уровень витамина Д, но делать это нежелательно, потому что поликлиники и больницы остаются опасными с точки зрения распространения инфекции (прим. автора: интервью взято в период пандемии коронавируса). Думаю, большинству взрослых людей в России можно безбоязненно принимать витамин Д в умеренных количествах, не рискуя получить его переизбыток. Но все же лучше посоветоваться с врачом, хотя бы по телефону», — говорит исследователь.

Фото на странице: Fleur Kaan / Фотобанк Unsplash