Российские вузы запускают дополнительные образовательные программы для сотрудников карбоновых полигонов. Об этом сообщил заместитель председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко

По его словам, система карбоновых полигонов, которая создается в России, предусмотрена национальным планом мероприятий адаптации к изменению климата до 2022 года. В начале этого года стартовал пилотный проект Минобрнауки, а уже в августе был открыт первый в стране полигон Западно-Сибирского научно-образовательного центра на биостанции «Озеро Кучак» в Тюменской области. До конца года в России появятся еще несколько карбоновых полигонов: в Екатеринбурге, Калининграде и Геленджике.  

«Создание карбоновых полигонов является мировым трендом. В России они только начинают развиваться, в рамках пилотного проекта в этом году изначально планировалось создать 8 полигонов. Но в августе этого года было решено расширить сеть таких территорий до 9 - в число новых участников включен полигон в Московской области на базе Центра МГУ им. М.В. Ломоносова «Чашниково». В ближайшее время количество пилотных площадок для создания карбоновых полигонов расширится до 14. Для их работы нужны высококвалифицированные кадры. По предварительным оценкам, только на начальном этапе отрасли требуется несколько сотен специалистов с узкопрофильной компетенцией. Поэтому запуск дополнительных образовательных программ на базе российских вузов актуален как никогда. Первоначально они появятся в 4 российских вузах и , - сказал Дмитрий Чернышенко.  

Вузы готовятся к введению программ дополнительного образования для сотрудников карбоновых полигонов, а в некоторых из них уже стартовал набор в группы: в Тюменском государственном университете, Институте проблем экологии и эволюции имени А. Н. Северцова РАН, Московском государственном университете имени В.М. Ломоносова и Югорском государственном университете. 

«Сотрудники полигонов могут обучаться как за счет средств, выделенных Минобрнауки России, так и за счет средств работодателей. На полигонах будет вестись подготовка кадров для совершенно новой, секвестрационной индустрии. Они будут проектировать, обслуживать климатические проекты, вести финансовую деятельность углеродными единицами, обеспечиваь правовое сопровождение этой деятельности. И таких профессионалов нужны тысячи», — отметил Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.

В МГУ есть курсы повышения квалификации для сотрудников полигонов, специалистов по охране окружающей среды, работающих в сфере учета парниковых газов, экспертов по изменению климата и климатическим рискам. Они разработаны с учетом получения необходимых знаний и компетенций и сформированы по нескольким направлениям: «Руководитель», «Наблюдатель» и «Исследователь».

За время обучения слушатели получат необходимые для работы компетенции: знания о цикле углерода в экосистемах и его связи с климатом, а также навыки, необходимые для эффективной организации и проведения экологического мониторинга на карбоновых полигонах. Они научатся устанавливать и эксплуатировать современное полевое и лабораторное оборудование для проведения комплексных экосистемных наблюдений при мониторинге парниковых газов на карбоновых полигонах, проводить отбор и подготовку проб воздуха, воды, почвы и биологических объектов к количественному анализу, работать со специализированным программным обеспечением для обработки результатов полевых измерений и лабораторных исследований и т.д. 

полигон БФУ им Канта

полигон БФУ им Канта

Источник: пресс-служба Минобрнауки России

Система карбоновых полигонов создается в рамках национального плана мероприятий адаптации к изменению климата до 2022 года. Карбоновый полигон - это территория с уникальной экосистемой, на которой происходит разработка и испытания технологий дистанционного и наземного контроля эмиссии парниковых газов и других значимых для изменения климата параметров на лесных территориях и сельскохозяйственных землях. Пилотный проект запущен в девяти регионах России: Чеченская Республика, Краснодарский край, Калининградская область, Новосибирская область, Сахалинская область, Свердловская область, Тюменская область, Республика Татарстан, Московская область. 

Источник: пресс-служба Минобрнауки России

Фото на странице: архив портала "Научная Россия"