Ученые Тюменского государственного университета (ТЮмГУ) и Всероссийского института защиты растений смогли выделить из вечной мерзлоты бактерии Bacillus spp. Их штамм способен производить хитинолитические ферменты и стимулирующий рост растений гормон ауксин. В условиях низких температур, они могут увеличить урожаи озимой пшеницы, а также предотвратить распространение фитопатогенных грибов с зернами. Результаты исследования опубликованы в журнале Agronomy.

Происходящее сейчас таяние вечной мерзлоты, имеет как негативные, так и позитивные последствия для жизни на Земле. С одной стороны, этот процесс может активировать опасные патогены, а с другой создать новые и полезные для людей микроорганизмы. Кроме того, он освобождает новые территории, потенциально пригодные для сельского хозяйства, но в условиях холодного климата обычные зерновые и другие культуры могут иметь ограниченную эффективность либо вообще не прижиться.

Для решения этой проблемы, на экспериментальном участке биостанции ТюмГУ на озере Кучак биологи провели ряд полевых экспериментов. Из десяти штаммов бацилл (Bacillus spp.) находящихся в вечной мерзлоте и способных при низких температурах синтезировать ферменты взяли два. Один из них, может подавлять фитопатогенные грибы, а другой – стимулировать рост растений.

В итоге выяснилось, что в совокупности они серьезно увеличивают урожайность пшеницы и предотвращают заражение ее зерен фитопатогенными грибами.

«Бациллы, полученные из вечной мерзлоты Западной Сибири, способны конкурировать с другими известными адаптированными к холоду штаммами Bacillus spp., выделенными из холодных регионов нашей планеты», – заключили исследователи.

Источник фото: Ankit Pai N on Unsplash