Астрономы нашли в нашей галактике, возможно,  первый пример взрыва белого карлика необычного типа – Iax. Это открытие, сделанное с помощью рентгеновской обсерватории «Чандра» НАСА, помогает понять, как некоторые звезды раскалываются и «засевают» Вселенную элементами, критически важными для жизни на Земле, сообщается на официальной странице миссии «Чандра».

Найденный объект получил название Стрелец А Восток. Он расположен недалеко от центра Млечного Пути и представляет собой остаток после взрыва белого карлика, сморщенного звездного тлеющего угля от истощенной звезды, подобной нашему Солнцу. Когда белый карлик вытягивает слишком много материала из звезды-компаньона или сливается с другим белым карликом, он разрушается, что сопровождается мощной вспышкой света.

Данные «Чандры» показали, что Стрелец А Восток принадлежит особой группе сверхновых, которые производят относительное количество элементов, отличное от традиционного типа I, и менее мощные взрывы. Это подмножество упоминается как «Тип Iax».

«Хотя мы обнаружили сверхновые типа Iax в других галактиках, мы до сих пор не нашли свидетельств существования одной из них в Млечном Пути», – сказал Пинг Чжоу из Нанкинского университета в Китае, который руководил новым исследованием в Амстердамском университете. – Это открытие важно для понимания бесчисленного множества способов взрыва белых карликов».

Астрономы все еще обсуждают причину взрывов сверхновых типа Iax, но основная теория состоит в том, что эти явления включают в себя термоядерные реакции, которые проходят намного медленнее, чем в сверхновых типа Ia. Этот относительно медленный ход взрыва приводит к разному количеству элементов, образующихся при взрыве. Взрывы белых карликов – один из важнейших источников во вселенной таких элементов, как железо, никель и хром.

Стрелец A Восток расположен очень близко к Стрельцу A*, сверхмассивной черной дыре в центре нашей галактики Млечный Путь, и, вероятно, пересекается с диском материала, окружающим черную дыру. Команда использовала наблюдения «Чандры», нацеленные на сверхмассивную черную дыру и область вокруг нее, за в общей сложности 35 дней, чтобы изучить Стрелец А Восток  и найти необычный узор элементов в рентгеновских данных. Данные телескопа согласуются с компьютерными моделями, предсказывающими белый карлик, который претерпел медленные ядерные реакции, что делает его сильным кандидатом на роль остатка сверхновой типа Iax.

[Фото: X-RAY: NASA/CXC/NANJING UNIV./P. ZHOU ET AL. RADIO: NSF/NRAO/VLA]