Следы керамической мастерской IV-III веков до нашей эры  остатки печей для обжига, площадку для сушки изделий и фрагменты керамики  обнаружили археологи Института археологии РАН во время раскопок на мысе Хрустальный в Севастополе. Это чрезвычайно редкая находка: как правило, из-за высокой пожароопасности гончарные производства находились за пределами городов, и найти их чаще всего можно лишь случайно. Последний раз гончарные печи эллинистического времени были найдены за южной оборонительной стеной Херсонеса Таврического около 70 лет назад, в 1950-е годы.
«В Крыму найдено не так много керамических мастерских, и каждая находка — это редкое событие. Гончарные мастерские выносили за пределы поселений: для работы таких производств нужны и вода, и глина, и возможность обжигать керамику при очень высоких температурах. Обнаружение крупных гончарных производственных комплексов эллинистического времени — интересное археологическое открытие, позволяющее говорить о высоком уровне развития местного гончарного производства, о жизни и быте населения Херсонеса», — сказал руководитель Крымской новостроечной археологической экспедиции ИА РАН Сергей Внуков.

Название изображения

Экспедиция Института археологии РАН ведет раскопки на объекте культурного наследия «Форт Меншиков», который расположен на мысе Хрустальный, с февраля 2020 года. За это время удалось обнаружить не только памятники и находки XIX-XX веков, но и археологические объекты эпохи эллинизма IV-III веков до нашей эры: отрезок древней мощеной дороги, хозяйственные ямы, остатки каменных стен. Вероятно, эти постройки относились к большой античной усадьбе, которая находилась примерно в двух километрах от Херсонеса Таврического – на хоре, сельскохозяйственной округе города.
Самой значительной находкой последней недели стал обнаруженный на этой территории крупный керамический производственный комплекс. Археологи расчистили четыре печи размером около 3х3 метра для обжига керамики, сложенные из сырцовых кирпичей. В двух круглых печах обжигали посуду и амфоры, еще две, квадратные, вероятно, использовали для обжига черепицы.
Немногочисленные находки подтверждают, что здесь находилось керамическое производство: в одной из круглых печей археологи нашли керамические грузила для ткацких станков с клеймами, в слое другой печи обнаружен небольшой керамический штамп для нанесения орнамента на глиняные изделия. Рядом с печами были найдены немногочисленные фрагменты бракованной черепицы и амфор.
Недалеко от печей была расчищена площадка шириной около 10 метров, вымощенная фрагментами пережженных сырцовых кирпичей и амфор. Вероятно, здесь изготавливали и сушили керамические изделия.

Гончарство, широко распространенное во всем античном мире, удовлетворяло повседневные нужды населения в самой разнообразной посуде, таре, черепице и мелких бытовых изделиях – игрушках, грузилах, пробках, пряслицах и других многочисленных предметах. В Херсонесе, который экспортировал значительное количество вина, существовал устойчивый спрос на винную керамическую тару – амфоры. Разумеется, в таком крупном городе не могло не быть мастерских, массово производивших эту тару. Но обнаружить следы гончарных производств, которые находились за чертой города, на обширной сельскохозяйственной территории Херсонеса, сложно: как правило, археологические раскопки проводятся на территории поселений. 


«Исследования на участке не закончены, и, несомненно, нас ждут еще открытия. Найденная мастерская, изученная на современном методическом уровне, даст возможность детально реконструировать античное прошлое Севастополя и решить ряд сложнейших научных вопросов, касающихся технологии и организации керамического производства, импорта товаров в амфорах и датировки слоев и находок», — отметил руководитель раскопок Сергей Ильяшенко.

 

Информация и фото предоставлены пресс-службой Института археологии РАН