TAIGA относится к установкам класса «Мегасайенс»

На Тункинском астрофизическом полигоне Иркутского государственного университета заработал центр контроля и управления установками гамма-обсерватории TAIGA .

С помощью гамма-обсерватории TAIGA ученые решают проблемы гамма-астрономии, исследуют космические источники, которые излучают гамма-кванты сверхвысоких энергий. Это позволяет понять происхождение мощнейших во Вселенной энергетических всплесков и природу объектов с самой высокой энергией, таких как сверхновые звезды и  блазары.

В новом центре управления расположено компьютерное «сердце» гамма-обсерватории  –  операторский зал. Оттуда дежурные следят за  детекторами, энергопитанием и другими параметрами.

«Обсерватория растет, появляются новые детекторы, увеличивается количество информации, поступающей от установок. Все это требует повышенного внимания и особого контроля со стороны дежурных. Новый центр контроля и управления значительно облегчает решение этой задачи, делает работу исследователей более комфортной, а значит и более продуктивной» – рассказал директор НИИ прикладной физики Иркутского государственного университета Андрей Танаев.

TAIGA – установка класса «Мегасайенс». Это значит, что она относится к дорогостоящим многоцелевым научно-исследовательским комплексам, программы которых предусматривают создание  исследовательских установок, превосходящих по техническим характеристикам, параметрам и возможностям все существующие в мире. Обсерватория TAIGA является одним из самых крупных и точных инструментов для решения задач гамма-астрономии. Сейчас в мире существует  три подобных современных установки: на Канарских островах, в Южной Африке и в Америке. Они регистрируют гамма-кванты в широком диапазоне энергий, от десятков миллиардов до десятков триллионов электрон-вольт. Однако, по словам соруководителя проекта TAIGA, декана физического факультета ИГУ Николая Буднева, «они не способны регистрировать самые редкие и интересные фотоны – с энергией выше сотни триллионов электрон-вольт. Для этого необходимы установки площадью около квадратного километра». Именно для этой цели в 2013 году началось строительство установки TAIGA в Тункинской долине. Сейчас в проекте TAIGA участвуют учёные из 15 российских и зарубежных университетов и научных организаций.

Источник фото на странице: Anshul Jain on Unsplash