Ученые Института цитологии РАН (ИНЦ РАН) определили соединения (сеноморфики), которые позволяют предотвратить негативное воздействие подвергшихся старению клеток на процессы, происходящие в тканях женской репродуктивной системы. В дальнейшем эти вещества могут использоваться для того, чтобы снизить риски неудачной имплантации эмбриона и, как следствие, повысить шансы наступления беременности. Результаты исследования опубликованы в журнале Human Reproduction.

Модель имплантации

Модель имплантации. Источник: Бородкина А.В.

Ежегодно увеличивается количество бесплодных пар, прибегающих к вспомогательным репродуктивным технологиям, в частности к экстракорпоральному оплодотворению (ЭКО). Несмотря на высокотехнологичность процедуры ЭКО, беременность наступает только в 30% случаев (для генетически нетестированных эмбрионов). Одной из причин неудачной имплантации эмбрионов может являться клеточное старение в ткани эндометрия – внутренней слизистой оболочке матки. Старые клетки выделяют вещества, которые препятствуют имплантации (встраиванию) эмбриона в ткань эндометрия – этот процесс является обязательным для дальнейшего развития плода.

«Для борьбы с последствиями присутствия старых клеток мы использовали соединения, которые называются сеноморфики. Их применение позволило предотвратить секрецию старыми клетками нежелательных веществ и сгладить их негативное влияние на имплантацию. Чувствительность самой ткани эндометрия к половым стероидным гормонам также была восстановлена», - рассказывает старший научный сотрудник, зав. Группой механизмов клеточного старения ИНЦ РАН Александра Бородкина.

Ученые проводили исследования in vitro (на модельных клеточных системах в лабораторных условиях). В экспериментах использовались ранее известные науке сеноморфики, которые применялись для воздействия на старые клетки в других тканях организма. Важно, что в работе использовалась выборка донорских линий эндометрия. При этом использование животных (обычно используются мыши) в таких экспериментах было неактуально, поскольку происходящие в тканях эндометрия процессы сильно отличаются у человека и грызунов.

«В ближайшей перспективе результаты применения сеноморфиков, которые были получены в наших экспериментах, мы планируем валидировать на клеточных линиях, полученных от пациентов с многократными неудачными попытками ЭКО. С целью получения таких материалов мы сейчас договариваемся о сотрудничестве с центрами репродуктивной медицины в Петербурге», - поясняет Александра Бородкина.

На основании положительных результатов, полученных при использовании сеноморфиков, в дальнейшем планируются поиск и разработка соединений, которые позволят направленно удалять старые клетки (сенолитики) из ткани эндометрия и при этом будут безопасными для здоровых клеток женской репродуктивной системы.

Информация и фото предоставлены пресс-службой Института цитологии Российской академии наук