Почему вместо газеты за утренней чашечкой кофе мы выбираем просмотр видео? Это мозг деградирует или мы приспосабливаемся к новым условиям? Правда ли, что обработка информации стала менее качественной? Почему общество из «читающего» превратилось в «смотрящее» или «слушающее»? Мы собрали ответы на эти вопросы в одном месте. Читайте и смотрите сами. 

Информация ежедневно буквально сыплется на нас со всех сторон. Даже находясь на рабочем совещании, замечаешь, как на телефон то и дело приходят новые сообщения: уведомления от Telegram-каналов, семейных чатов и почтовых сервисова. Современный человек живет в условиях постоянно увеличивающихся информационных потоков. 

По пути на работу, при выборе товара в супермаркете, во время просмотра любимого сериала в интернете: важно понять, как обуздать эти потоки данных. 

Справляться помогают дарованные природой органы чувств. Зрение, слух, обоняние, осязание и вкус дают возможность воспринимать реальность. У каждого человека есть склонность усваивания информации: для кого-то лучше прочитать, а для кого-то – послушать. Есть и такие, которым легче дается запоминание посредством осязательных ощущений. Такие склонности свойственны не только отдельным людям, но и всему обществу в определенный период истории. Такие глобальные изменения происходят благодаря науке и новым технологиям, которые дают возможность хранить и передавать информацию. 

Исследованиями в этом направлении занимался Маршал Маклюен. В своей книге «Галактика Гуттенберга. Сотворение человека печатной культуры» он доказывает, что огромный скачок в восприятии произошел благодаря изобретению Иоганна Гуттенберга —  печатному станку XV в.

Это — некая точка отсчета, где визуальное восприятие берет свое начало благодаря печатным книгам. По мнению Маклюена, ХХ век с появлением новых медиа - радио и телевидения снова изменил способ восприятия информации, вернув его на аудиальный манер. 

Внутри глобальной деревни все стало визуальным. Помимо СМИ и наружной рекламы, наше сознание «бомбардируют» и другие визуальные источники с экранов гаджетов, билбордов, банкоматов, терминалов и прочих устройств. Мы считываем такие данные, и оттого мир становится похожим на паутину, интертекстуальным, где ведущая роль у визуальности. А  сознание запрограммировано на постоянное схватывание, переработку и передачу информации. 

Что такое глобальная деревня?

В научный оборот термин ввел Маршал Маклюен в середине ХХ столетия. Ученый использовал его в основном метафорически для описания Всемирной информационной сети. Суть в том, что внутри нее, подобно маленькой деревне, расстояния между людьми стерты. Но благодаря технической возможности, этой сети расстояние теряет значение, ведь «дотянуться» до собеседника можно в любую точку мира, где есть сеть.  Сближаются культуры, традиции, мировоззрения и ценности. А скорость обмена информацией помогает молниеносно реагировать на происходящее, принимать и распространять информацию.

Визуальная коммуникация 

Когнитивная основа визуальной коммуникации — одновременное задействование обоих полушарий головного мозга. Это позволяет не только донести все нужное максимально эффективно, но и усвоить.

С.Л. Рубинштейн писал, что изначально человек сформировался как «существо оптическое». 75% получаемой информации приходится именно на зрение, которое дает нам подлинное восприятие мира. И зрение – это вовсе не пассивное восприятие. Мир образов складывается из рассматривания, анализа и изучения. 

Зрительный процесс – это «схватывание» нескольких характерных признаков объекта: круглая форма мяча или теплый блеск солнца. А несколько линий и точек легко воспринимаются как «лицо». 

Мы привыкли осматривать объект последовательно, ощупывая взглядом самые значимые элементы. На них задерживается взор, потому что такие «маяки» несут сведения о самой сути изображения. Исходя из содержания объекта и зрительных задач, в момент восприятия происходит распределение точек фиксации на объекте, последовательность, в которой взор переходит от одной точки фиксации к другой.

Зрительные задачи бывают нескольких видов:

  • Обнаружение, опознание (узнавание), идентификация, когда фиксируется только наличие объекта;
  • Отнесение его к широкому классу объектов (по обобщенным характеристикам класса);
  • Идентификация – сравнение объекта с другим, который уже имеется в памяти.

Гуттенбергова галактика расширяется

Визуальные коммуникации сначала существовали в виде наскальной живописи, а теперь стали новым визуальным способом общения (откройте вкладку emoji на своем смартфоне). Возьмем, например, дорожные знаки. Все это тоже про визуальную составляющую.  

Кадр из фильма «Эмодзи. Язык картинок»

Кадр из фильма «Эмодзи. Язык картинок»

Источник: Антон Данилов / BURO

И нельзя точно сказать: хорошо это или плохо. Это данность. Мозг человека пластичен, он быстро подстраивается под любые условия. Также и с информационными потоками. Обработка информации стала менее качественной и глубокой, если сравнивать с «читающими» XIX-XX вв. Речь об изменениях внутри такой визуальности, когда от печатного текста для повышения скорости обработки информации мы переходим к доступному видеоряду. Клиповая картинка дешифрует в сознании заложенный в ней смысл. И все это происходит мгновенно, чтобы поспеть за неуемными информационными потоками по пути к эволюции мировосприятия человечества. 

Фото на странице: jcomp / Фотобанк Freepik

Фото на главной странице: freepik / Фотобанк Freepik