Сразу в трех регионах России создается крупнейший машиностроительный кластер для разработки и производства высокоскоростного железнодорожного транспорта. Планируется выпускать высокоскоростной поезд с крейсерской скоростью 360 км/ч (максимальная — 400 км/ч). Проект реализуется в рамках Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня «Передовые производственные технологии и материалы».
Производство поездов планируется развернуть в Свердловской
области на заводе «Уральские локомотивы» с привлечением
партнеров из Челябинской и Курганской областей. Будут
созданы и внедрены новые конструкционные материалы,
а также разработаны интеллектуальные системы управления
транспортом. Благодаря проекту появится несколько тысяч рабочих
мест.
«При создании высокоскоростного поезда завод „Уральские
локомотивы“ активно взаимодействует с РЖД, — говорит
первый заместитель генерального директора по технической
политике ООО „Уральские локомотивы“ Виталий Брексон.
— Я полагаю, что уже с 2026 года он будет
обслуживать участок Санкт-Петербург — Москва. Сделать
предстоит еще достаточно много по созданию этого поезда.
Мы рассчитываем в рамках работы НОЦа
на сотрудничество в сфере производства тяговых
приводов, силовой электроники, разработки материалов
с новыми качествами и свойствами».
Большое значение в проекте имеет область силовой
электроники. В Екатеринбурге компания «Горизонт» плотно
сотрудничает с Уральским федеральным университетом
(УрФУ) при разработке и изготовлении ряда образцов
тяговых преобразователей. И перспектива развития у этих
изделий очень широкая.
Кроме того, очень актуальной является область развития
материалов. Сегодня на железных дорогах есть проблематика
использования стали для колес.
«Сейчас используются стали, разработанные 30–40 лет назад, —
отмечает Виталий Брексон. — К сожалению, дальнейшая
научная работа велась вяло. И сегодня эта тема назрела, этим
надо заниматься. Это очень серьезная вещь, особенно
по отношению к тяжеловесному движению
и высокоскоростным перевозкам. Создание полиуретанов
и резин. Часть этих изделий мы вынуждены покупать
за рубежом. Благодаря опыту мы уже создали технические
требования для ряда таких изделий. Они должны быть разработаны
в России, и мы здесь ставим задачу перед нашими
учеными».
Также в своем докладе в ходе подведения итогов работы
Уральского НОЦа в 2020 году Виталий Брексон рассказал
и о других проектах, над которыми работает завод. Что
касается линейки тяжеловесных локомотивов, то завод уже
приступил к сборке опытного образца электровоза 2ЭС6А
с отечественным асинхронным приводом. Его поставляет
компания «Тяговые компоненты», также входящая в Группу
Синара. Все элементы этого привода создают на Урале. Данный
электровоз выйдет на испытания в начале 2022 года.
В перспективе он должен стать флагманом, новой базовой
платформой, на основе которой «Российские железные дороги»
смогут получить самую разнообразную линейку машин, которая будет
использоваться в ближайшие десятилетия.
Перспективным является и создание двухэтажных поездов,
которые имеют рабочее название «Меридиан». Их планируется
использовать на направлениях Москва — Юг. Они будут
производиться на базе поездов «Ласточка».
«Тем не менее, это совсем другой поезд, — рассказывает
Виталий Брексон. — Внутри проекта есть ряд различных
модификаций. Создание такого поезда требует от нас поиска
в разработке достаточно большого количества инновационных
тем — от отделочных материалов до кресел для
пассажиров и локомотивной бригады. И я надеюсь,
что наука и поддержит, и поможет. И мы вместе
сможем обеспечить своевременное качественное выполнение этих
проектов».
Справка
Свердловская область выступила инициатором создания Уральского
межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня
«Передовые производственные технологии и материалы».
Уральский федеральный университет выполняет функции проектного
офиса. В развитии центра активное участие принимают вузы,
академические институты, предприятия, а также правительства
Свердловской, Челябинской и Курганской областей. В 2020
году центром разработано более 250 технологий для внедрения
на промышленных предприятиях.
Информация предоставлена пресс-службой Уральского федерального университета
Источник фото: https://urfu.ru/ru/news/34797/