Международный коллектив ученых, в составе которого сотрудники УрО РАН и УрФУ Дмитрий Гимранов и Павел Косинцев, определил, как мигрировали предки современных домашних лошадей и лошади Пржевальского. Исследователи установили, что в период позднего плейстоцена (2,5 млн лет назад — 11,7 тыс. лет назад) лошади с территории Евразии (Урал, Сибирь, Чукотка, восточный Китай) и Северной Америки (Юкон, Аляска, континентальная часть США) перемещались с одного континента на другой минимум два раза. Эти и другие результаты исследования опубликованы в журнале Molecular Ecology.

Фото: Степан Лихачёв

«Мы выяснили, что берингийский сухопутный мост, или территория, известная как Берингия, повлияла на генетическое разнообразие внутри лошадей и не только. Благодаря появлению этой сухопутной части переток генов среди мамонтов, бизонов, волков мог происходить регулярно, — рассказывает Дмитрий Гимранов. — И если 1–0,8 млн лет назад лошади из Северной Америки еще не проникли в Евразию, то в периоды 950–450 и 200–50 тыс. лет назад произошло двунаправленное распространение генов на большие расстояния».

То есть лошади не только мигрировали между континентами в одном направлении, но и мигрировали обратно. Первая волна миграции была преимущественно с востока на запад, с Северной Америки в Евразию. Во втором переселении преобладало движение с запада на восток, из Евразии в Северную Америку.

Самое интересное в этом то, что большинство животных использовало берингийский мост один раз, а лошади несколько раз. Этот факт мог существенно повлиять на генетическую структуру популяций лошадей и сделал их очень интересными объектами исследования для палеогенетиков.

Чтобы определить территорию расселения лошадей, исследователи изучили находки с обоих континентов. Из 262 образцов (кости и зубы) они отобрали 78 с достаточным количеством ДНК. В лаборатории палеогеномики Калифорнийского университета в Санта-Крузе, в Центре геогенетики Копенгагенского университета и в Ливерморской национальной лаборатории им. Лоуренса провели радиоуглеродное датирование и генетический анализ. Кроме того, изучили ранее опубликованные данные 112 образцов.

«Данные показывают, что лошади вернулись в Северную Америку из Евразии по Берингию примерно в то же время, что и бизоны, бурые медведи, львы. То есть в последние «дни» позднего плейстоцена, когда территория не была покрыта водой и служила мостом для передвижения многих групп животных. С началом потепления климата (начало голоцена, или 11,7 тыс. лет назад) и окончательным исчезновением Берингии в конце плейстоцена биогеографическое значение этого экологического коридора коренным образом изменило историю наземных видов животных обоих континентов», — поясняет Дмитрий Гимранов.

Несмотря на то что популяция североамериканских лошадей в итоге вымерла в раннем голоцене, лошади стали широко распространены на обоих континентах по причине одомашнивания и теперь встречаются далеко за пределами своего исторического ареала обитания.

Берингийский сухопутный мост находился на месте современного Берингова пролива, разделяющего крайний северо-запад Америки и крайний северо-восток Азии. Физико-географический регион Берингии простирался от реки Лена в России до реки Маккензи в Канаде; состоял как из наземных, так и морских компонентов. Площадь суши Берингии менялась в течение плейстоцена (от 2,6 млн лет до 11,7 тыс. лет назад) вместе с размером континентального льда и его влиянием на уровень моря.

Информация предоставлена пресс-службой Уральского федерального университета