Ученые следят за дыханием вулкана Невадо дель Руис в Колумбии

Геофизики из России и Колумбии разработали алгоритм, позволяющий оценивать периодические изменения внутри вулкана с помощью данных о землетрясениях
Вулкан Невадо дель Руис

Российские и колумбийские ученые следят за дыханием вулкана Невадо дель Руис в Колумбии, одного из самых опасных вулканов в мире. Его извержение в 1985 году привело к гибели более 25 тысяч человек. Геофизики разработали алгоритм, позволяющий оценивать периодические изменения внутри вулкана с помощью данных о землетрясениях, сообщает пресс-служба Новосибирского государственного университета.

Результаты исследования опубликованы в престижном журнале Scientific Reports группы Nature. Об этом рассказал соавтор статьи, заведующий лабораторией сейсмических изображений Земли Новосибирского госуниверситета и лабораторией сейсмической томографии Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН, член-корреспондент РАН Иван Кулаков.

Разработанный на основе подробных сейсмических данных, алгоритм выявил под вулканом Невадо дель Руис на глубине 2–4 км аномалию. В течение десяти лет ее форма и размер претерпевали существенные изменения.

Изменение сейсмической аномалии с течением времени

«Эта аномалия является отражением сложных процессов, происходящих внутри вулкана. Она связана с наличием жидкой фазы (расплавов или легких химических веществ в жидком состоянии) в магматической камере — резервуаре колумбийского вулкана. В 2010 году интенсивность аномалии была максимальной, что свидетельствует о предельном насыщении магматического очага вулкана Невадо дель Руис жидкостью. В подобных случаях всегда есть риск, что процесс превращения жидкости в газ пойдет лавинообразно и приведет к взрыву. К счастью, извержение пошло по другому сценарию. В 2011 году началось постепенное стравливание газов через отверстие в кратере и, вероятно, через трещины. С этого момента и вплоть до 2014 года сейсмическая аномалия становится все меньше и практически исчезает — резервуар вулкана пустеет, оставшаяся в нем магма начинает кристаллизоваться», — говорит Иван Кулаков.

Модель строения вулкана

И можно было бы сказать, что на этом все закончилось. Но согласно данным, в 2015 году съежившаяся аномалия начинает вновь увеличиваться. Вулкан снова набирает в себя «жидкость».

«Этот процесс можно сравнить с дыханием: вдох—выдох. Судя по нашим данным, камера непосредственно под вулканом является частью многоуровневой системы, состоящей из нескольких резервуаров, связанных друг с другом. Уменьшение давления в верхнем резервуаре в результате выхода газов в атмосферу приводит к «всасыванию» жидкой фракции из другого более глубокого резервуара. Однако часть верхнего резервуара уже заполнена кристаллизующейся магмой. Под воздействием избыточного давления магма, представляющая собой чрезвычайно вязкую лаву, постепенно выдавливается из конуса вулкана словно зубная паста из тюбика», — объясняет ученый.

По словам Кулакова, многое сегодня указывает на то, что вулкан Невадо дель Руис снова делает очередной вдох.

«Нашу разработку можно использовать в качестве текущего мониторинга. Она позволяет наблюдать за периодическим изменением сейсмических свойств в недрах земли, связанных с процессом «дыхания» Невадо дель Руис. Такого рода работы позволят выявить наиболее опасные периоды, когда «легкие» вулкана наполнены полностью и готовы к быстрому опустошению. Конечно, пока еще рано говорить о конкретном внедрении нашей разработки в обычную жизнь. Но, вероятно, мы придем к этому в ближайшем будущем», — говорит Иван Кулаков.

Источник: www.nsu.ru