Ученые СФУ создали алгоритм, который позволяет резко повысить скорость анализа генома

Кроме того, новый метод может найти сходные участки ДНК там, где другие алгоритмы могут их пропустить

Красноярские ученые создали алгоритм быстрого поиска сходных последовательностей, который позволяет до 10 раз и более повысить скорость анализа структур геномов, сообщил ТАСС один из авторов работы, доктор физико-математических наук, профессор Института космических и информационных технологий Сибирского федерального университета (СФУ) Сергей Царев.

Открытые базы данных генетическим структурам позволяют исследователям в режиме онлайн-запросов искать близкие генетические структуры или их части для анализа геномов, однако время выполнения такого запроса иногда исчисляется сутками. С аналогичной проблемой ученые сталкиваются и при сборке полного генома организма, в частности, геномов хвойных растений, особенность которых - большая доля повторов. Такой процесс занимает недели работы крупных вычислительных кластеров. Математики в настоящее время работают над созданием быстрых алгоритмов поиска совпадающих подпоследовательностей в больших массивах подобных текстовых данных.

"Наш метод называется "быстрый поиск с обобщенной шкалой нониуса". Идея напоминает работу штангенциркуля, который имеет штангу с основной шкалой и нониус - вспомогательную шкалу для отсчета долей делений. Этот принцип позволяет резко повысить скорости работы - в 10 раз, иногда больше. Кроме того, наш алгоритм может найти сходные участки ДНК там, где другие алгоритмы могут их пропустить", - рассказал Царев.

По его словам, быстрые алгоритмы поиска в текстах - область, применяемая чуть ли не везде в современном мире. Например, искать информацию в Google получается за считанные секунды, потому что там, кроме быстрых компьютеров, имеются весьма изощренные алгоритмы быстрого поиска нужной информации в накопленных данных. Другой пример - поиск сходных текстов системами типа "антиплагиат", поиск ошибок в больших текстах и так далее.

Разработка алгоритма, по словам Царева, началась в 2015 году - тогда совместно с красноярским биофизиком, профессором Михаилом Садовским решено было разработать новый алгоритм быстрого поиска, учитывая специфику геномики. Первых результатов ученым удалось достичь уже в 2016 году и продемонстрировать работу алгоритма на геноме человека и геноме одной из разновидностей дрозофилы. Сравнивая полученные результаты с имеющимися алгоритмами поиска в геномной информации, в том числе со самым старым из них BLAST, оказалось, что алгоритм красноярских ученых значительно превосходит их по скорости поиска данных.

В дальнейшем исследователи намерены встроить свой алгоритм в имеющиеся алгоритмы поиска в геномных базах данных, ускорив их работу. "Также планируем опробовать эту идею в смежных областях - поиск сходных текстов в системах типа "антиплагиат", ускорение поиска в интернете - тут, конечно, своя область, но и там явно возможен прогресс", - отметил Царев.

алгоритм поиска в геномных базах данных