Международная группа исследователей «воскресила» род Philozoon, используя современные технологии, чтобы тщательно охарактеризовать два вида водорослей, исследованных еще в XIX веке, а также шесть новых родственных видов, сообщает пресс-служба Университета штата Пенсильвания (США). Результаты работы опубликованы в журнале European Journal of Phycology.

В конце 1800-х годов ученые были озадачены «желтыми клетками» (на фото), которые они наблюдали в тканях некоторых морских животных, включая морских анемонов, кораллов и медуз. Были ли эти клетки частью животного или отдельными организмами? Были ли они паразитами или приносили пользу хозяину?

В статье, опубликованной в журнале Nature в 1882 году, биолог сэр Патрик Геддес из Эдинбургского университета заявил, что эти клетки не только являются отдельными существами, но также приносят пользу животным, в которых они живут. Он отнес их к новому роду, Philozoon (от греческого phileo, что означает «любить как друга» и zoon, что означает «животное»), а затем быстро ушел из биологии и освоил профессию в области городского планирования и дизайна. Со временем научный вклад Геддеса был в значительной степени забыт, а название рода Philozoon никогда не использовалось.

Теперь, более чем через столетие после публикации статьи Геддеса, международная группа исследователей пересмотрела эти «желтые клетки», которых спустя время определили как фотосинтетические водоросли в семействе Symbiodiniaceae.

Патрик Геддес опередил свое время в признании экологической значимости «желтых клеток», обнаруженных у некоторых животных, которые на самом деле представляют собой отдельные сущности – симбионты микроводорослей, – существующие внутри тканей животного.

Сейчас ученые внимательно изучили этот род водорослей. Они выяснили, что водоросли Philozoon встречаются у животных от Средиземного моря до Новой Зеландии и Чили. Это исследование показывает, что водоросли могут жить не только в теплых, но и в холодных водах. На самых северных и самых южных крайних широтах Philozoon живут при температуре воды, которая может достигать зимнего минимума в почти четыре градуса Цельсия и летнего максимума – около 32 градусов Цельсия.

«Способность этих Philozoons выживать в широком диапазоне температур, вероятно, связана с их разнообразием в более прохладные периоды позднего плиоцена и новейших эпох плейстоцена, – отмечают авторы работы. – Эта адаптация к диапазону температур может защитить их и животных, с которыми они связаны, от некоторых последствий изменения климата, по крайней мере, в ближайшем будущем. Точно так же адаптация к окружающей среде высоких широт может заставить виды Philozoon переносить будущий рост углекислого газа в атмосфере, что также может помочь сделать их устойчивыми к некоторым последствиям закисления океана».

[Фото: MATTHEW R. NITSCHKE]