Ученые из институтов СО РАН нашли белковые мишени для разработки противоопухолевых препаратов

Сейчас эти соединения находятся на стадии доклинических испытаний

Ученые Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН, Новосибирского института органической химии им. Н. Н. Ворожцова СО РАН и ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН» нашли эффективные белковые мишени для разработки препаратов против рака прямой кишки, легких и кишечника. Сейчас эти соединения находятся на стадии доклинических испытаний, сообщает издание «Нака в Сибири».

«Многие использующиеся сегодня средства для лечения онкологии (некоторые антираковые препараты, радиотерапия и тому подобное) основаны на повреждении ДНК опухолевых клеток. Однако системы репарации ДНК очень эффективны в восстановлении поврежденной структуры ДНК, следовательно, они будут сопротивляться любому повреждению ДНК. Это требует усиливать дозы препаратов и излучения в радиотерапии и ведет к тяжелым последствиям для организма пациента. Кроме того, есть неприятный парадокс: в раковых клетках (а особенно в клетках метастазов) системы репарации работают зачастую даже более эффективно, чем в нормальных. Поэтому знания о работе ферментов репарации очень важны для разработки лекарств», — рассказывает заведующая лабораторией биоорганической химии ферментов ИХБФМ СО РАН член-корреспондент РАН Ольга Ивановна Лаврик.

Одним из главных факторов, которые регулируют репарацию у человека и высших организмов, являются поли(АДФ-рибоза)-полимеразы (PARP) (ферменты, катализирующие поли-АДФ-рибозилирование, один из видов посттрансляционной модификации белков. — Прим. ред.). Недавно был создан препарат «Олапариб» — первый ингибитор PARP1, введенный в клиническую практику. Агенство FDA (U.S. Food and Drug Administration) одобрило применение этого препарата для лечения рака яичников и молочной железы у женщин с мутацией в генах BRCA1 и BRCA 2. Препарат находится на третьей стадии клинических испытаний для лечения других типов рака.

«Однако эти ингибиторы применяются только во второй линии терапии, и именно у пациентов, у которых есть определенные мутации. Поэтому нужно смотреть и другие мишени, — комментирует исследовательница. — Нами проводится поиск и доклинические испытания антираковых препаратов, ингибирующих другие ключевые ферменты репарации ДНК. Они позволяют повысить чувствительность опухолей к терапии и снизить число и тяжесть побочных эффектов. Испытания этих препаратов на мышах показали уменьшение на 50 % первичной опухоли и на 90 % — метастазов».

Например, применение ингибитора тирозил-ДНК-фосфодиэстеразы 1 (Tdp1) при совместном использовании с топотеканом (цитостатический препарат из группы камптотецинов. — Прим. ред.) сокращает вес опухоли на 30—50 %, а число метастазов в легких уменьшается в пять раз. Эффект от ингибитора заметен уже на вторые-третьи сутки после начала лечения и нарастает в дальнейшем.

Ольга Лаврик отметила, что все эти исследования осуществлялись в Новосибирске, где есть оптимальные условия, чтобы создавать пробные соединения, проводить компьютерное моделирование, встречный синтез, испытания in vitro и на животных.

антиопухолевая терапия ингибиторы репарация днк