Ученые Южного федерального университета (ЮФУ) разработали экспериментальные и опытные образцы отечественных систем для мониторинга подводной обстановки, проведения поисково-спасательных и гидрографических работ. Эхолот и впередсмотрящий гидролокатор часто используются в народном хозяйстве и оборонном комплексе, однако серийного выпуска подобных разработок до сих пор нет. Сегодня системы установлены и успешно применяются на океанографическом исследовательском судне «Янтарь». Свои разработки ученые планируют совершенствовать, в том числе ввести режим зондирования сигналов с изменением знака девиации частоты — в таком режиме локатор позволит вычислять уточненную дальность до цели, ее скорость и направление движения.

Как отмечают в Минобрнауки России, над проектом многолучевых эхолотов (МЛЭ) и впередсмотрящих гидролокаторов (ВСГЛ) с цифровой пространственно-временной обработкой гидроакустических сигналов работают сотрудники научно-конструкторского бюро цифровой обработки сигналов ЮФУ.

МЛЭ нужен для подводного мониторинга, поиска и детальной съемки рельефа дна. Это устройство используют для поиска затонувших и терпящих бедствие судов. Кроме того, эхолот применяют для картографии водного пространства и сканирования рельефа и структуры дна. Многолучевые эхолоты корабельного базирования разрабатываются с соответствующими параметрами для каждого судна. Для этого требуется техническое задание. Как правило, их встраивают в конкретные системы и комплексы мониторинга подводной обстановки. Сегодня создан эхолот корабельного базирования, но главная задача, как отмечают ученые, разработать перспективный эхолот авиационного базирования для установки на самолёт-амфибию. 

«В многолучевых эхолотах используются перспективные методы и алгоритмы цифровой обработки сигналов. Вычислительная часть реализуется на современной элементной базе – цифровых процессорах и программируемых логических интегральных схемах, позволяющих перепрограммировать вычислительную среду под решение любой задачи», – отметил директор - главный конструктор научно-конструкторского бюро цифровой обработки сигналов ЮФУ Игорь Маркович.

МЛЭ и ВСГЛ отображают подводную обстановку в реальном масштабе времени. МЛЭ отображает обстановку под днищем судна, а локатор препятствий (ЛП) – впереди по курсу движения судна. Основная задача ЛП – предупреждение столкновения с подводными препятствиями, например, скалами и рифами. Он входит в состав универсального многоканального буксируемого комплекса (УМБК). Локатор ученых ЮФУ обладает необходимой дальностью обнаружения, разрешением и сектором обзора для совершения маневра при обнаружении расположенных впереди препятствий.

Сегодня ЛП, разработанный в ЮФУ, установлен и успешно эксплуатируется на океанографическом исследовательском судне проекта 22010 «Янтарь».

«Значимость нашего проекта заключается в создании отечественных образцов гидроакустических систем и комплексов, предназначенных для мониторинга подводной обстановки, поиска, обнаружения и классификации объектов различного происхождения, находящихся в толще воды или на поверхности дна, проведения поисково-спасательных работ терпящих бедствие судов и подводных объектов, а также для выполнения гидрографических и картографических работ. Особый интерес представляет использование авиационных носителей комплексов – самолетов-амфибий, обеспечивающих высокую оперативность проведения поисково-спасательных работ. Разработкой отдельных образцов МЛЭ в нашей стране занимается несколько предприятий, однако серийно выпускаемых отечественных МЛЭ на сегодняшний день нет», – рассказал Игорь Маркович.

По словам ученого, планируется заключение работы на создание МЛЭ для самолетов-амфибий. Размещение эхолотов на самолетах-амфибиях позволит создать перспективный комплекс для оперативного проведения поисково-спасательных работ, спасения людей на терпящих бедствие судах и подводных аппаратах, выполнения других работ для народного хозяйства и оборонного комплекса страны.

 

Информация предоставлена пресс-службой Минобрнауки России

Источник фото: ru.123rf.com