Сегодня в Институте ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН прошла пресс-конференция, где ученые рассказали об итогах недавнего эксперимента. Исследования физиков показали, что вероятность рождения пары субатомных частиц ― пионов ― в результате столкновения пучков электронов и позитронов выше, чем данные, которые ученые в мире получали последние 60 лет. Этот эксперимент в будущем может пролить свет на проблему существования так называемой новой физики, выходящей за рамки Стандартной модели фундаментальных взаимодействий.
С 2013 по 2020 гг. ученые института проводили эксперименты с помощью детектора КМД-3 на коллайдере ВЭПП-2000. Цель ― измерить вероятность рождения пары пионов в результате столкновения пучков электронов и позитронов. Эту вероятность используют для расчета вклада в аномальный магнитный момент мюона (АМММ), отражающий силу взаимодействия частицы с магнитным полем.
Полученные результаты измерений сибирских ученых значительно отличаются от тех, что раньше регистрировали в мире. Благодаря эксперименту наблюдаемый разрыв между экспериментальным значением АМММ и предсказанием Стандартной модели удалось сократить в четыре раза, ослабив таким образом одну из важнейших проблем физики ― проблему аномального магнитного момента мюона.
«Мы не понимаем, почему у нас получился результат, отличающийся от всех предыдущих. Мы уверены в нашем результате, было сделано огромное количество проверок. По моему убеждению, анализ данных, который мы провели, был наиболее тщательный среди всех, которые были сделаны раньше. Это не удивительно ― мы учились на опыте других в том числе. Но и прошлые измерения проводили очень серьезные научные группы. Предстоит еще понять, что отличает наши измерения от всех остальных», ― прокомментировал заместитель директора ИЯФ СО РАН по научной работе доктор физико-математических наук И.Б. Логашенко на пресс-конференции.
В дальнейшем результаты, полученные в ИЯФ СО РАН, должны подтвердить в других институтах. Для верификации требуются независимые эксперименты.
«Закрывает ли наш результат возможность существования новой физики? Конечно, нет. Вопрос ― в точности измерений. Чем тяжелее частицы, которые мы еще не открыли, тем меньший вклад они дают в аномальный магнитный момент мюона. Поэтому наша разрешающая способность ― то, до каких энергий мы увидим вклад гипотетических частиц, ― зависит от точности измерений. С той точностью, которую мы измерили ― да, закрывает. Мы можем сказать, что не может быть частиц легче определенной массы. Но частицы с большой массой могут быть», ― сообщил И.Б. Логашенко.
Фото на странице: Александр Бурмистров / «Научная Россия»
Новость подготовлена при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ и Российской академии наук.