Эксперимент по пиролизной переработке использованных шин провели ученые НИТУ «МИСиС», Томского политехнического университета и Кузбасского государственного технического университета им Т.Ф. Горбачева. Разработка позволит уменьшить объемы шинных отходов и  сократить вредные выбросы.

Способ получения жидкого углеводородного топлива из использованных покрышек предложили сотрудники НИТУ «МИСиС». Горючее для котельных установок и арктических судов оптимально для использования в холодном климате: его эксплуатационные свойства сохраняются при температурах до 50 °C. При сгорании оно выделяет меньше токсичных газов, чем традиционное топливо. Работа опубликована в журнале Waste and Biomass Valorization.

По данным вуза, более миллиона тонн отработанных покрышек в России  ежегодно попадает на свалку: 20% из них перерабатывают, 16% сжигают, а еще 63% захоранивают. Это наносит ущерб окружающей среде, так как разложение автомобильной покрышки – при среднем сроке эксплуатации в пять лет – длится более ста лет. 

Переработать использованные автопокрышки можно в крошку или топливо методом пиролиза. Этим способом термической переработки нефтесодержащего сырья можно получать углеводороды, полукокс и горючие газы. У жидких углеводородов, полученных из резины, есть ряд преимуществ – низкая температура застывания, хорошая текучесть и низкая вязкость. Эти характеристики топлива необходимы для использования в холодном климате.

Исследователи использовали трубчатый реактор – специальную печь, в которой происходит обработка исходного материала перегретым паром. В реакторе покрышки обработали паром при температуре 500 °C, сообщила пресс-служба НИТУ «МИСиС».

«Полученное в результате такой обработки покрышек жидкое топливо обладает сравнимыми с традиционным горючим показателями теплоты сгорания, не замерзает при температурах до – 52 °C, а вязкость такого топлива оказалась существенно ниже, чем у традиционного горючего. Синтезированное нами топливо воспламеняются на 50% быстрее традиционного и при сгорании выделяет меньше угарного газа, углекислого газа, оксида серы и оксидов азота, чем традиционное горючее», – объяснил научный сотрудник лаборатории «Катализ и переработка углеводородов» НИТУ «МИСиС» Кирилл Ларионов.
 

Автор фото: Robert Laursoo / Unsplash