© РИА Новости / Владимир Баранов

Ученые геологического факультета МГУ совместно с коллегами разработали уникальную методику для изучения зон со сложным рельефом. Предложенный способ дает возможность создания объемной модели глубинного строения слоистых разрезов в условиях непростой тектонической обстановки. Технология была протестирована в Печорском море. Результаты работы опубликованы в журнале ИФЗ РАН «Геофизические исследования».

Основной метод изучения слоистых разрезов – это сейсморазведка. Однако в зонах, которые характеризуются сложным строением, обилие тектонических нарушений усложняет волновую картину и существенно снижает информативность. В таких случаях единственным интерпретационным решением остается привлечение несейсмических методов геофизики и выполнение комплексной геолого-геофизической интерпретации.

Ученые решили выяснить детали структурного плана одной из зон Печорского моря. Для этого они использовали комплекс сейсморазведки и магниторазведки. Исследуемый район интересен тем, что он является потенциальным обладателем промышленного количества углеводородов.

Поставить конкретную геологическую задачу исследователям помогли высокая точность и детальность магнитных съемок, выполненных в едином комплексе с современной 3D-сейсморазведкой. Ученым предстояло определить параметры залегания (мощность, морфологии кровли и подошвы) предполагаемого магнитоактивного слоя в сейсмически немых зонах разреза.

Для решения этой задачи геологи разработали и реализовали на практике методику трехмерного сеймомагнитного моделирования. Методика включает три основных этапа: выбор параметров начального приближения магнитоактивного слоя, интерактивный двумерный подбор положения кровли и подошвы магнитоактивного слоя с учетом известных фрагментов морфологии сейсмических границ по отдельным профилям и, наконец, трехмерный подбор – подбор распределения намагниченности в слое и уточнение формы.

За трехмерным сеймомагнитным моделированием последовал геолого-геофизический анализ. Он позволил получить два важных геологических результата, которые изменили базовую геологическую концепцию. Во-первых, установлено наличие ранее не выделяемого вулканогенно-осадочного комплекса в терригенной толще перми-нижнего триаса. Во-вторых, доказано отсутствие даечного комплекса, ранее объяснявшего локальные аномалии магнитного поля.

В результате работы была выявлена тесная корреляционная связь между морфологией фрагментарно выделенных сейсмических горизонтов и аномалиями магнитного поля, обусловленных распределением магнитных пород в одной из толщ между выделенными горизонтами.

«Разработанная методика интерпретации геофизических данных столь же уникальна, сколь уникальны и неповторимы изучаемые геологические объекты. Гарантом эффективности решения поставленной геологической задачи и достоверности результата стал креативный подход к исследованию, полный учет априорной информации и внимание к деталям», – рассказала кандидат геолого-минералогических наук Татьяна Соколова