Используя органоиды мозга шимпанзе и мозга человека, ученые из Немецкого приматного центра (DPZ) смогли показать, что ARHGAP11B может увеличивать мозг приматов, сообщает DPZ. Подробно исследование описано в журнале EMBO Reports.

Чтобы прояснить это, ген ARGHAP11B впервые включили в структуры органоидов шимпанзе. Исследование показало, что ген в «мини-мозгах» вызывает рост количества соответствующих стволовых клеток мозга и тех нейронов, которые играют решающую роль в когнитивных способностях человека. Когда же ученые отключили ARGHAP11B в органоидах головного мозга человека или заблокировали функцию белка ARHGAP11B, количество этих стволовых клеток мозга снизилось до уровня шимпанзе.

«Таким образом, мы смогли показать, что ARHGAP11B играет решающую роль в развитии неокортекса в ходе эволюции человека», — говорит Михаэль Хайде (Michael Heide), ведущий автор исследования. Учитывая эту важную роль ARHGAP11B, возможно, определенные пороки развития неокортекса могут быть вызваны мутациями в этом гене, добавляют авторы работы.

На фото представлен органоид мозга размером примерно три миллиметра, полученный из стволовых клеток шимпанзе. Столовые клетки мозга окрашены в красный цвет. А стволовые клетки мозга, получившие ген ARHGAP11B, показаны зеленым.

[Фото: JAN FISCHER]