Команда исследователей обнаружила, что галактика NGC 1068 в созвездии Кита является источником нейтрино высокой энергии. Частицы зафиксированы в нейтринной обсерватории IceCube на Южном полюсе, сообщает Университет Аделаиды (Австралия). Подробно открытие описано в журнале Science.

Галактика NGC 1068, также известная как Мессье 77, удалено от нас на 47 миллионов световых лет. Наблюдая за нейтрино, которые она испускает, ученые могут больше узнать об экстремальном ускорении частиц и процессах образования, происходящих внутри галактики.

Нейтрино — это субатомные частицы, которые  каждую секунду триллионами проходят через наши тела и сквозь Землю. Они редко взаимодействуют с материей — поэтому их так трудно обнаружить.

Зафиксировать нейтрино от далекой галактики ученые смогли в нейтринной обсерватории IceCube на антарктической станции Амундсен-Скот. Когда нейтрино взаимодействует с молекулами в прозрачном антарктическом льду, он производит вторичные частицы, которые оставляют след синего света, проходя через детектор IceCube.

В 2018 году IceCube обнаружил первый в истории источник нейтрино, испускаемый TXS 0506+056, очень далеким блазаром. Галактика NGC 1068 находится примерно в 100 раз ближе к нам, чем этот блазар, и до сих пор было идентифицировано около 80 нейтринных событий из активной галактики. В отличие от блазара TXS 0506+056, NGC 1068 ориентирована относительно Земли таким образом, что прямой обзор центральной излучающей области закрыт пылью. Гамма-лучи поглощаются, но нейтрино могут беспрепятственно выходить из этих областей.

[Иллюстрация: Nicolle R. Fuller, IceCube/NSF]