0 комментариев 1081

У Земли и Луны разный состав изотопов кислорода

Ученые из Университета Нью-Мексико (США) обнаружили, что Земля и Луна не идентичные по кислороду близнецы, как считалось ранее.

Ученые из Университета Нью-Мексико (США) обнаружили, что Земля и Луна не идентичные по кислороду близнецы, как считалось ранее, передает пресс-служба вуза. Результаты работы опубликованы в журнале Nature Geoscience.

Предыдущие исследования привели к тому, что ученые разработали гипотезу «гигантского столкновения», согласно которой Луна образовалась из обломков после удара ранней Земли о протопланету Тейю. Земля и Луна геохимически похожи. Образцы, возвращенные с Луны во время космической программы «Аполлон» (закончена в 1975 году), показали почти идентичный земному состав в изотопах кислорода.

Хотя гипотеза «гигантского столкновения» может хорошо объяснить многие геохимические сходства между Землей и Луной, в этот сценарий плохо вписывается предельное сходство в изотопах кислорода: либо у двух столкнувшихся тел было одинаковое количество изотопов кислорода с самого начала (что маловероятно), либо их изотопы кислорода полностью смешались после удара, что было трудно смоделировать.

Сейчас ученые провели высокоточные измерения изотопного состава кислорода на ряде лунных образцов, которые включали в себя базальты, высокогорные анортозиты, нориты и вулканическое стекло – продукт некристаллизованной быстро остывающей магмы.

Они обнаружили, что изотопный состав кислорода варьируется в зависимости от типа исследуемой породы. Это может быть связано со степенью смешения между «расплавленной» Луной и парами атмосферы после удара. Изотопы кислорода из образцов, взятых из глубокой лунной мантии, сильнее всего отличались от изотопов кислорода с Земли.

Эти данные предполагают, что лунная мантия, возможно, меньше всего подверглась изменениям после удара. А значит, ее состав близок к составу древней гипотетической Тейи.

[Фото: UNM STOCK PHOTO]